Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии школьника

Память—это процесс, который начинается с момента рождения человека и длится всю его жизнь.

Память – это основа психической жизни, основа нашего сознания. Память обеспечивает непрерывность существования человеческого ” Я “.

Запоминание — активный, созидательный процесс, во время которого сравнением нового и старого создается прибавка знаний, «укладывающаяся» в памяти. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все то, что мы прочитываем. Запоминание может быть произвольным и непроизвольным, механическим и смысловым.

Известный английский физиолог Грей Уолтер в своей книге «Живой мозг» дал такое определение памяти: «Память — это не брошенная на стол монета, а постоянно горящая свеча».

Если человек активно и много читает, думает, творчески решает стоящие перед ним задачи, его память горит ярким костром. И наоборот, если человек ленивый, ничего не читает и не утруждает себя размышлениями, его память тлеет тусклым угольком и ничего, что человек видит, чувствует, воспринимает, не запечатлевается в лабиринтах его мозга. Именно о таких людях говорят обычно: в одно ухо вошло, в другое вышло.

По своей природе память многообразна: осознаваемая, неосознаваемая, кратковременная, долговременная, эмоциональная, зрительная, слуховая, словесно-логическая, двигательная.

У разных людей превалируют различные виды памяти. Обычно у художников хорошо развита зрительная форма памяти, а у музыкантов — слуховая. У спортсменов, как правило, доминирует двигательная память, а у философов, политиков, дипломатов—словесно-логическая.

В начале школьной жизни память является способностью, в значительной степени определяющей успешность обучения, но в дальнейшем ситуация не меняется: процесс обучения начинает влиять на то, как, в каком направлении, какими темпами будет развиваться память. У этого явления есть закономерные причины. Память младшего школьника такова, что он может запоминать произвольно и непроизвольно, может заучивать материал, но может и применять какой-либо способ для запоминания информации.

Для того, чтобы информация из кратковременной памяти перешла в долговременную, её нужно повторять до заучивания. Самое главное для нас – это то, что память ребёнка можно упражнять и развивать. Актёры, заучивающие наизусть многие страницы, не имеют этот навык от рождения, а приобретают его благодаря упражнению. Для ребёнка память – это основной способ познания и привыкания к миру. Он запоминает правила, предложения, таблицу умножения, чтобы затем понять их смысл, а пока не понял – пользоваться механически, доверяя своей памяти. Важно также знать, что у разных детей может главенствовать либо зрительная, либо слуховая, либо моторная память. 80% всей информации человек получает благодаря зрению и слуху, и мы сосредотачиваемся в дальнейшем именно на этих видах памяти.

К концу младшего школьного возраста (примерно к 10 годам) девочки охотнее запоминают любой материал, умеют заставлять себя, настраивать на запоминание, поэтому у них результаты произвольной механической памяти выше, чем у мальчиков. Мальчики оказываются более успешными в овладении или придумывании способов запоминания, поэтому в ряде случаев их опосредованная память оказывается более эффективной, чем у девочек.

Потенциальные возможности информационной емкости мозга поистине безграничны. Большая часть неудачников по жизни стали таковыми из-за своей неразвитой памяти. Те же, кто сумел чего-либо добиться в жизни, умели управлять своей памятью и развивать ее.

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретёт умения учиться, не научится дружить, не обретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее.

Проблемы с памятью накладывают серьёзный отпечаток на успешность учёбы ребёнка. Ребёнок много учит, пересказывает, но приходит на урок и – результата нет. Многие родители сетуют на то, что ребёнок не может запомнить стихи, тексты для пересказа, даты и т.д.

Как же сделать так, чтобы ребёнок мог развить память?

Важно, чтобы родители тренировались вместе с ребенком, потому что самостоятельно освоить эти технологии ребенку будет сложно и, честно говоря, вряд ли он станет этим заниматься. А   вы, любящий родитель, всегда сможете прийти к нему на помощь, потому как именно вы заинтересованы в успехе своего чада.

И самое главное, ребенок будет использовать эти приемы, только в том случае, если между вами во время занятий будет любовь и взаимопонимание. В противном случае, ни один прием, даже самый замечательный, не станет для него помощником в нелегком учебном труде.
    

Упражнения для тренировки памяти.

  1. Запоминаем рисуя.

Называется последовательно 20 слов. После каждого названного слова он считает до трёх. За это время нужно успеть, каким угодно рисунком для запоминания нарисовать это слово. Пусть рисунок будет непонятен для других, лишь бы ребёнок мог потом по порядку назвать слова.

  • Кто больше запомнит.

Первый участник игры называет любое слово, например, «карандаш», следующий должен повторить это слово и назвать любое своё, например, «лес». Третий участник повторяет два предыдущих слова и называет своё и т.д., таким образом, в конце игры остаётся победитель, который обладает самой выдающейся памятью.

  • Составление предложений.

Берутся наугад три слова, не связанные по смыслу, например, “озеро”, “карандаш” и “медведь”. Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять их падеж и использовать другие слова).

  • Поиск общего.

Берутся наугад два слова, например, “тарелка” и “лодка”. Следует выписать как можно больше общих признаков для этих предметов.

  • Исключение лишнего слова.

Берутся любые три слова, например, “собака”, “помидор, “солнце”. Надо оставить только те из них, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово “лишнее”, не обладающее этим общим признаком, исключить.

  • Поиск аналогов.

Называется какой-либо предмет или явление, например, “вертолет”. Необходимо выписать как можно больше его аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Например, в данном случае могут быть названы “птица”, “бабочка” (летают и садятся); “автобус”, “поезд” (транспортные средства); “штопор” (важные детали вращаются) и др.

Называется какой-либо хорошо известный предмет, например, “книга”. Надо назвать как можно больше различных способов его применения.

  • Формулирование определений.

Называется знакомый всем предмет или явление, например, “дырка”. Надо дать ему наиболее точное, “научное” определение.

  • Выражение мысли другими словами.

Берется несложная фраза, например: “Нынешнее лето будет очень теплым”. Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими.

  1. Сокращение рассказа.

Предъявляется отпечатанным или зачитывается какой-либо короткий рассказ или сообщение. Содержание рассказа надо максимально сжать, используя лишь одно – два – три предложения, и в них – ни одного лишнего слова. При этом суть, основное содержание рассказа, конечно же, должны сохраниться, второстепенные же моменты и детали следует отбросить.

  1. Запоминание пар слов.

Учащемуся предлагаются наборы слов из 25-30 пар не связанных друг с другом слов, например, кит – тарелка, слива-лампа, жук – облако и т.п. Последовательно прочитывая каждую пару слов, следует сформировать некоторые образы, необычные картинки, в которых бы причудливым способом сочетались бы эти два предмета. Каждую картинку следует представить как можно ярче, эмоциональнее. Например, на настольной лампе вдруг, как на дереве, созрели сочные, сладкие сливы. Или внутри сливы находится нить накала, и она светит, как лампа.

После этого предъявляются на бланке или зачитываются первые слова каждой пары. Вторые слова. Надо вспомнить самостоятельно и записать. Затем предъявляются только вторые слова пары, по ним надо восстановить первое слово. Процедура повторяется через несколько дней после запоминания и заверяется анализом причин допущенных ошибок.

Главное условие работы с ребёнком – это сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям. Помните, что заниматься с ребёнком 2-3 раза в неделю недостаточно. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребёнку для улучшения его результатов. Главным достижением ваших занятий будет формирование у ребёнка интереса к развитию самого себя. Если ребёнок будет с удовольствием развивать свои способности без вашей помощи, значит, вы добились настоящего успеха, который скажется на всей дальнейшей судьбе.

Помните: одно из главных упражнений тренировки памяти: «Читать ежедневно как можно больше и как можно быстрее».

Добавить комментарий