Методического объединения начальных классов по теме «Формирование читательских и информационных умений обучающихся на уроках 1 ступени общего среднего образования».

21декабря состоялось заседание учебно – методического объединения начальных классов по теме «Формирование читательских и информационных умений обучающихся на уроках 1 ступени общего среднего образования».

В заседании приняли участие заместитель директора по учебной части  Макоед Г. Н. и 7 педагогов начальной школы.

Форма проведения: круглый стол.

На заседании были обсуждены вопросы:

  1. Современный урок литературного чтения в начальных классах: требования, пути совершенствования посредством современных технологий обучения( Казмерчук И. В.)

В программе по литературному чтению для 1-4 классов общеобразовательной школы говориться о том, что главной целью уроков в начальной школе является формирование грамотного читателя, т.е. “такого человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем, как в средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного”.

Достижение этой цели предполагает решение нескольких задач, среди которых:

  • введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей;
  • приобщение детей к литературе как искусству слова, к понимаю того, что делает литературу художественной, – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;
  • развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), развитие творческих способностей детей

Также выделяются предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению:

  1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  2. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
  3. понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  4. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  5. умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации

“Лучшая методика та, которой вы владеете, – писал Л.Н. Толстой, но овладеть методикой совершенствования техники чтения должен каждый учитель, несмотря на возраст и стаж своей педагогической деятельности».

Методика совершенствования техники чтения подразумевает использование современных педагогических технологий обучения литературному чтению, в которые вошли идеи многих учёных.

  1. Методы и приёмы формирования и совершенствования навыка чтения (Баран Е. С.)
  2. Важна не длительность, а частота упражнений.Человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки в течение часа-полутора за один прием.
  3. Жужжащее чтение.Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью в течение 5 минут.
  4. Ежеурочные пятиминутки чтения.У каждого ученика на парте лежит книга. И любой урок – будь то чтение, музыка, рисование, труд – начинается с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу, и дальше идет обычный урок.
  5. Чтение перед сном.Еще в древности говорилось: “Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий”, т. е. учи так, чтобы это было последним событием дня.
  6. Режим щадящего чтения.Это такой режим, когда ребенок прочитает одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Потом так же следующий кадр. Вполне можно рекомендовать родителям, дети которых читают неохотно, этот прием обучения.
  7. Развитие оперативной памяти.Часто можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6–8 слов. Дочитав до середины, забыл первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.

Делается это с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т.Федоренко. В каждом из 18 наборов имеется шесть предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова “Тает снег”– 8 букв, то последнее предложение 18 набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, на одну-две буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ребенок может уже запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т. е. из восьми-девяти слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее.

Обычно уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи в обучении чтению: дети легче усваивают смысл предложения, охотнее читают.

  1. Кроссворды и тесты.Предлагается детям на месяц или два (в зависимости от объема) большое произведение для самостоятельного чтения. По окончании срока прочтения заданного произведения на уроке внеклассного чтения учитель раздает детям на 15 минут кроссворды и просит ответить на вопросы.Дети станут более внимательно прочитывать произведение, у них станет развиваться логическое мышление, появится интерес к большим произведениям, повысится техника чтения.
  2. Современные подходы к проведению уроков внеклассного чтения как к средству развития внутренней мотивации и созданию прочной основы для формирования читательской активности учащихся на 1 ступени общего среднего образования (Дмитрукович А. В.)

Уроки внеклассного чтения подчиняются определенным требованиям, без соблюдения которых уроки не выполняют своих задач:

  1. На каждом уроке проводит учет того, что дети читали самостоятельно. Дети приносят в класс и показывают те книжки, которые они прочитали или читают в данное время. Учитель создает такую ситуацию, в которой происходит взаимный обмен мнений, продолжающийся и вне урока. На уроке воспитывается у школьников потребность поделиться с товарищами своими мнениями о прочитанных книгах.
  2. На каждом уроке организуется рекомендация новых книг. Формы рекомендаций разнообразны: и обмен мнениями, и прямая рекомендация учителя с показом рекомендуемой книги, и небольшие выставки в классе – тематические или авторские, и прочтение отрывка из рекомендуемой книги, способного заинтересовать учащихся, и показ иллюстраций и т.п.
  3. На каждом уроке дети читают рассказ, повесть, сказку, стихотворение; прочитывают произведение целиком, если оно невелико по объему; читают подряд на 2-3 уроках или прочитывают отрывки из книги, которую читает весь класс (или из нескольких книг). Чаще всего читают вслух. Используется также и тихое чтение, и инсценирование, и чтение по ролям.
  4. На каждом уроке имеют место элементы анализа прочитанного произведения – не только в форме беседы (ответы на вопросы учителя), но и в форме свободных высказываний. Вопрос в последнем случае ставиться в общем виде: «Что ты можешь сказать про эту книгу?» или «Что тебе особенно в ней понравилось?»
  5. Словарная работа, как и работа над средствами языка на уроках внеклассного чтения играет лишь вспомогательную роль: объясняются трудные слова, обращается внимание учащихся на особенно яркие, удачные обороты речи, которые следует запомнить. Разобрать все слова, которые могут оказаться детям трудными, непонятными, на уроках внеклассного чтения просто невозможно. Словарная работа в значительной степени ориентируется здесь на справочники, на ссылки и сноски внизу страницы, на примечания в конце книги. Иными словами эта работа приближается к тем формам, которые используются в жизни.
  6. Пересказ прочитанного на уроках внеклассного чтения постепенно отходит от традиционной формы близко к образцу пересказа: дети передают сюжет прочитанного книги (т.е. пересказывают сжато), пересказывают понравившиеся отрывки (выборочный пересказ), передают прочитанное в ролях.

Таким образом, уроки внеклассного чтения создают условия для творческих форм пересказа, как впрочем, и для иных видов творческой работы: иллюстрирования прочитанного (словесного и графического), для аппликаций и лепки и т.п., для музыкального сопровождения – используются звукозаписи, музыкально-литературные композиции по произведениям, картины, портреты, диафильмы.

Система уроков внеклассного чтения в общих чертах определяется программой тех знаний, умений и навыков, которыми школа должна вооружить детей.

Таким образом, в начальных классах складывается система организации самостоятельного чтения школьников, система воспитания их как активных читателей, любителей литературы. Эта система характеризуется не только программой знаний, сколько программой умений и ориентирования в мире книг, газет и журналов, так как в современном обществе каждый человек должен быть подготовлен к самообразованию, к самостоятельному «добыванию знаний», к обновлению своих познаний

 

  1. Эффективные приёмы формирования и развития читательских умений учащихся в процессе обучения другим учебным предметам (Литвиченко С. В.)

О межпредметных связях говорится очень много. Каждому учителю ясно, что надо в своем предмете искать точки соприкосновения с материалом других предметов. Но межпредметные связи заключаются не только в этом. Наиболее глубокие связи лежат не столько в содержании фактического материала, сколько в характере умственного труда». В.А. Сухомлинский

 

Межпредметные связи – это особая категория обучения, которая влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса. Использование межпредметных связей на уроках литературного чтения способствует развитию эстетического вкуса и приобщению к живописи, музыке и кино.

Музыка, как и любое другое искусство, возникает из самой жизни и является ее частью. У музыки и литературы очень много общих точек соприкосновения. Если учитель будет обращать внимание на развитие мышления, воображения и речи школьников средствами музыки, можно ожидать более чуткого отношения школьников к слову, звуку, цвету, своим и чужим эмоциональным переживаниям.

При обращении к экранизации на уроке нужно помнить, что её основной проблемой остаётся противоречие между чистым иллюстрированием литературного или иного первоисточника, буквальным его прочтением и уходом в большую художественную независимость. Любая экранизация литературного произведения представляет собой самостоятельное произведение искусства. Уроки, на которых демонстрируется связь литературного чтения с другими дисциплинами развивают нравственную культуру, творческие способности учащихся. Ученики становятся более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и умеют аргументированно её отстаивать. А самое главное – у ребёнка развивается эмоциональная сфера, его чувства, душа. Думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек, воспитать которого стремится педагог.

Межпредметная связь литературного чтения с русским языком направлена на закрепление и совершенствование стилистических знаний и умений школьников на материале текста художественного произведения, обучение различным жанрам устных и письменных высказываний, знакомство с художественными средствами языка и их функциями в литературных произведений.

Межпредметные связи в основной школе осуществляются через различные виды устных и письменных работ.

Подводя итоги, необходимо ещё раз подчеркнуть, что современный урок литературного чтения не должен быть оторван от других предметов. С помощью многосторонних межпредметных связей на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания обучающихся, а также закладывается основа для комплексного видения и подхода к решению сложных проблем реальной действительности. Интеграция разнохарактерного содержания способствует реализации целостного подхода в обучении, повышает уровень личностной мотивации учащихся, является одним важных путей нахождения в личностно-ориентированном образовании.

Таким образом, межпредметные связи являются важным фактором развития современного процесса обучения и познавательной деятельности учащихся. Межпредметные связи оказывают многостороннее влияние на личность школьника, обеспечивая единство образовательных, воспитательных и развивающих функций учебного процесса.

Добавить комментарий