Дислексия – это такая особенность восприятия информации, при которой наблюдается избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма. При этом общая способность к обучению у ребенка или взрослого с дислексией сохраняется.
В европейских странах в понятие «дислексия» принято включать все сложности в обучении, связанные с письменной речью: проблемы с освоением чтения, письма, арифметики, проблемы с грамотностью и так далее. В некоторых странах под дислексией понимают и дисграфию и дискалькулию и пр. А вот на постсоветском пространстве эти особенности рассматривают отдельно, разделяя их на дислексию, дисграфию, дискалькулию, дизорфографию и различные виды синдромов дефицита внимания.
Классическая дислексия обычно обнаруживается лишь тогда, когда ребенок начнет осваивать буквы. Сложности в освоении графических символов, проблемы с тем, чтобы начать соединять буквы в слоги, а слоги в слова – самые конкретные и характерные признаки дислексии. У детей дошкольного возраста также можно обратить внимание на определенные маркеры: начал ли ребенок вовремя ползать, как развивается речь ребенка, не может научиться ездить на велосипеде, не любит игры с мячом. В общем, нет ли у него моторной неловкости и так далее.
Развитие дислексии является одним из условий, связанных с плохим чтением. Дети с дислексией испытывают трудности c обучением чтению в связи с одной или несколькими проблемами обработки информации, такими как дефицит визуального восприятия или слухового восприятия. Многие, но не все дети с дислексией испытывают трудности с разбором цифр, букв или слов.
Дети могут иметь дислексию или неспособность к обучению, если они имеют одно или более из следующих симптомов:
- Буквы или слова перевернуты во время письма.
- Сложность в повторении того, что им сказали.
- Плохой почерк.
- Отсутствие способностей к рисованию.
- Трудности с пониманием письменной или устной речи.
- Трудности с определением направлений право — лево.
- Трудно понять или вспомнить то, что им только что сказали.
- Трудно понять или вспомнить то, что они только что прочитали.
- Сложности излагать свои мысли на бумаге.
У детей с дислексией эти симптомы проявляются не из-за плохого зрения или слуха, а из-за некоторых дисфункций мозга. Глаза и уши работают должным образом, но изображения и звуки попадают в нижние центры мозга и так и не доходят до центра, где они обрабатываются. Это приводит к путанице, а также разочарованию для учащегося.
Когда ребенок испытывает трудности в обучении, необходимо пройти исследования нервной системы — это важно. Оно включает тестирование слуха, зрения, неврологического развития, координации, зрительное восприятие, слуховое восприятие, интеллект и успеваемость.
Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.
Наличие врожденных особенностей, влияющих на возникновение дислексии и дисграфии, объясняет тот факт, что нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка. При этом признаков отставания в умственном развитии у такого малыша чаще всего не наблюдается. Ребенок оказывается не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляется с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности.
Еще одно интересное наблюдение психологов: дислексия встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8 процентов школьников страдают дислексией.
Причиной дислексии и дисграфии может явиться и расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное воспитание.
Специальная литература приводит данные института Клаперада, по которым в основе дислексии можно наблюдать действия отрицательной связи “мать – ребенок”. Так, ребенок, которого кормят насильно, который привыкает сопротивляться в отношении еды, приобретает ту же манеру и в отношении интеллектуальной пищи. Это сопротивление, которое он обнаруживает при общении с матерью, потом переносится на учителя.
Важны даже такие вещи, которые на первый взгляд кажутся незначительными. Например, очень часто при чтении ребенку трудно следить за строчкой, взгляд скользит. Ученые, проведя исследования, предполагают, что если в грудном возрасте малыш лежит так, что экран телевизора попадает в поле его зрения, то глазные мышцы привыкают к хаотичному движению. Поэтому в дошкольном возрасте полезны упражнения для подготовки глазных мышц к последовательному слежению за строчкой.
Вечный вопрос: что делать?
Что делать, если у ребенка обнаружилась дислексия?
Прежде всего: не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.
Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком. Логопедические занятия обычно проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, “отрабатывая”, чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого и т. д.
Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:
- На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.
- Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.
- Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).
- Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова.
5. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.