Начало учебного года – стресс не только для детей, но и для родителей. Особенно, если ребенок первый и единственный и опыта обращения с дошкольником нет.
6-7 лет – возраст непростой, психологи иногда называют его «Кризисом середины детства». Вчера ребенок считался малышом, ходил в садик, или сидел дома с няней или мамой, а сегодня – школьник. 1 сентября, бывший детсадовец становится первоклассником и получает вместе с новеньким портфелем и школьной формой – сильнейший стресс.
Новое окружение, незнакомые дети и взрослые, непривычное, отличающееся от садика, помещение, где теперь будет проходить большая часть его жизни, четкие правила, жесткий распорядок дня – все это травмирует психику. Поскольку все дети разные, то и адаптация в школе зависит от многих факторов: темперамента вашего сына (дочери), от того, сколько детей в семье, особенностей поведения мамы с папой и даже его знака Зодиака. На требованиях к родителям мы и остановимся.
Дети в этом возрасте сильно зависят от родительского мнения – поэтому чаще хвалите своего первоклашку, расспрашивайте про его дела, настроение. Причем – обстоятельно, а не между болтовней с подругой и покупками продуктов. У вашего ребенка сильный стресс, помогите ему мягко пережить это непростое время. Вы должны знать, с кем сидит ваш сын или дочь, подружились ли они. Если нет, что мешает? Чем понравился предмет такой-то, что показалось сложным? В первое время первоклашка будет испытывать эйфорию. Ведь он так жаждал «взрослой» жизни и она началась. Но к концу первой четверти, задора поубавится. Лень рано вставать, делать уроки, что-то может не получаться. Важно быть к этому готовым и поддерживать ребенка.
Ни при каких обстоятельствах его не ругайте. «Ну почему у меня такой глупый сын! Руки кривые – не можешь петельку нарисовать?!» – все эти фразы недопустимы. Лучше откусите себе язык, чем на таком сложном жизненном этапе уронить самооценку ребенка и отбить желание учиться. Подбадривайте: «Школа для того и нужна, чтобы учиться. Вот у меня однажды был случай: я 33 раза переписала упражнение, потому что никак не получалось написать его чисто и без ошибок». Надеюсь, вы точно знаете, чем стимулировать собственного ребенка – мотивацией, стимуляцией или конкуренцией?
- Следите за режимом ребенка. Ложиться спать – в одно и то же время. В выходные – лишь на час позже. Плюс он должен хорошо питаться, поэтому кормите его полноценными завтраками. Психологически это очень верно, когда мама встает пораньше, варит кашу, ласково будит сына или дочь, а из кухни несутся вкусные ароматы и спокойная музыка.
- Хитрите! «Ты же научилась читать! Тогда так: читай эту страничку, а я немного отдохну. Потом я – тебе». Или «Как по-английски будет кошка? Все время забываю…»
- Очень важно в эти дни проводить с вашим ребенком как можно больше времени. Поэтому, отложите на время все встречи с подружками, поздние возвращения с работы, устройство личной жизни и даже…рождение нового ребенка! Если вы хотите, что бы ваш первоклашка не возненавидел школу и учебу уже к третьему классу, создайте в первом классе комфортные условия, он должен полюбить учиться. Первый год в школе не должен совпадать с иными сильными переживаниями в виде развода родителей, маминой свадьбы с дядей Васей, появлением братика. Двойной стресс может сделать из малыша неврастеника.
- Не нагружайте его чрезмерно. Потерпите годик, не отдавайте его сразу и в обычную школу, и в музыкальную, и в спортивную, а еще на конный спорт и в кружок шахмат. Выбирая между секциями для первоклассника, остановитесь на рисовании, лепке, конструировании (развитие мелкой моторики) и спортивной секции (где ребенок будет выпускать пар). Успеете еще его нагрузить!
- Следите, чтобы у вашего ребенка оставалось время на полноценную ИГРУ. Не в компьютер, а – в машинки, куклы, железную дорогу. Во время игры развивается воображение, уходит стресс – это именно то, что необходимо маленькому школьнику.
- Ваш ребенок в первом классе может начать вдруг болеть. Обратите внимание, если простуды часто повторяются или он то и дело жалуется на головные, желудочные боли, просит дать отлежаться. Бывает, что в истоке – психологические проблемы. Конфликт с одноклассником, неумение постоять за себя, ощущение одиночества, застенчивость – все это может превратить вашего малыша в мнимого больного. Конечно, не стоит вести его в школу с температурой, но обратить внимание на частые болезни надо обязательно. А чтобы уход в болезнь не стал привычным, и недомогание не ассоциировалось с каникулами, обязательно заставляйте ребенка делать уроки, когда он болеет. При кашле нетрудно порисовать, почитать, посчитать.
- Всегда высказывайтесь доброжелательно и уважительно в адрес учительницы, ребят из класса, их родителей. Повторю – вы для ребенка 7лет – гуру! Поэтому никаких насмешек, слов «училка» или «Ирина» вместо «Ирина Михайловна», никаких осуждений других детей и сравнивание своего ребенка с ними в уничижительной манере! Если ваш ребенок получил четыре, то не надо спрашивать: «А кто пятерку?». Тем самым, вы транслируете: я не горжусь своим сыном (дочерью). Пусть ваш первоклассник привыкнет брать ответственность на себя. Не ябедничать, не обвинять других в своих неудачах, и уважать людей. Тогда есть надежда, что следующие 11 лет, станут счастливыми.
Е.В. Мизюкевич, педагог – психолог