Чтобы развеять или подтвердить своё подозрение, что подросток в настоящий момент склонен к суициду, необходимо выполнить ряд следующих действий:
1. Крайне осторожно переговорить с его друзьями и другими одноклассниками, не раскрывая им цель разговора и не показывая явный интерес к его поведению
2. Переговорить с другими педагогами школы, работающими с этим классом, на тему – не замечали ли они отклонения в поведении подростка.
3. Найти нейтральный повод, чтобы побывать в семье подростка, для того чтобы оценить состояние семейной атмосферы, наличие конфликтов, переговорив с родителями и близкими.
4. Если подросток посещает секцию и (или) кружок, то нужно пообщаться с его руководителем, обсудив его успехи, проблемы и поведение.
5. Провести классный час или иное мероприятие, на котором поговорить с учениками на тему их отношения к своему будущему, об их жизненных планах и профориентации, о компьютерных играх, которые популярны у подростков, оценив в ходе бесед реакцию подростка, вызвавшего Ваше подозрение.
6. Переговорить с самим подростком, найдя относительно нейтральный повод для беседы, например, о результатах учёбы по какому-либо учебному предмету, постепенно перейдя в разговоре к наличию у него каких-либо проблем.
ЕСЛИ ВЫ ЗАМЕТИЛИ ПЕРЕМЕНЫ В ПОВЕДЕНИИ И
НАСТРОЕНИИ РЕБЕНКА ПОПРОБУЙТЕ:
1. Выслушать. Не пытайтесь успокоить общими фразами. Дайте возможность высказаться, внимательно отнеситесь ко всем даже самым незначительным обидам и жалобам.
2. Обсуждайте. Открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность.
3. Совместный поиск выхода из данной ситуации (снять суженое сознание, оттягивание времени). Приемы психологического воздействия.
4. Напоминание о значимых для него людях.
5. Подчеркнуть временный характер проблемы. Взгляд из будущего. Нет ситуации, которая со временем не казалась неразрешимой: сегодня – «Нет», завтра – «Да».
6. Прием взвешивания – что сегодня плохо, что сегодня хорошо.
7. Доведение до абсурда (показать что в данный момент происходит сгущение красок, накручивание).
8. Метод контрастов (сравнить свою ситуацию с другой, сравнение вести себя с самим собой).
9. Использование имеющегося своего опыта в решении проблем (помнишь, когда то, у тебя было… То есть рациональное внушение уверенности.)
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ, РАБОТАЮЩИМ С ПОДРОСТКАМИ,
ИМЕЮЩИМИ ВЫСОКИЙ СУИЦИДАЛЬНЫЙ РИСК:
1. Не акцентируйте внимание класса на поведении данного подростка.
2. Проявляйте больше эмоционального внимания, тепла и заботы.
3. Старайтесь как можно лучше понять его проблемы, поговорить о них.
4. Не делайте негативных замечаний, особенно в присутствии других людей.
5. Старайтесь не допускать насмешек или негативных высказываний о нем со стороны одноклассников.
6. Постарайтесь вызвать интерес и привлечь подростка к общественнойдеятельности, чтобы он почувствовал свою значимость.
7. При малейшей возможности хвалите ребенка, подчеркивайте его положительные стороны.
8. Если ученик в свободное время не посещает никаких секций и кружков – помогите ему подобрать занятие, соответствующее его способностям и желаниям.
9. Устраивайте по возможности классные вечера, походы, экскурсии, возлагая при этом на данного ученика роль вашего незаменимого помощника.