Самовоспитание – это определенный тип отношения, поступков, действий с точки зрения соответствия определенному идеалу. Многие исследователи считают, что наиболее благоприятным периодом развития потребностей самовоспитания является подростковый возраст. «Каким я должен быть?» – задает вопрос растущий человек. Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать самого себя.
Активная деятельность – основное условие формирования личности и ее качеств. Побуждением к самовоспитанию должны быть, с одной стороны, чувство самокритичности, неудовлетворенности собой, стремления к новому. Но, с другой стороны, необходимая вера в себя и в помощь других, например семьи.
Проблема подростков заключается в том, что они далеко не всегда соизмеряют свою потребность к самостоятельности с реальными возможностями. Отсюда конфликты, отказ от осмысленного самовоспитания, что порой порождает подражание не лучшим образцам поведения.
Важно помочь ребятам в организации самопрогнозирования. Каждый хочет заглянуть в завтрашний день. Прогноз может быть краткосрочным (дни, недели), среднесрочным (каникулы) или долгосрочным (окончание вуза, устройство семьи, быта). Но все виды прогноза реальны в семье, при активном участии родителей. Это:
- помощь в выборе профессии (какие популярны, престижны);
- выбор вуза;
- совместный поиск ответа на вопрос, каков будет спрос на специалистов разного профиля, через некоторое время и т. п.
Но далеко не все юноши и девушки готовы к прогнозированию, в зависимости от типов отношений к своему будущему. Мы можем предложить классификацию, но она очень условна, черты типов могут пересекаться между собой. Она дает возможность учитывать особенности прогностической деятельности старшеклассников, помочь им в самовоспитании. «Фаталисты» не задумываются о завтрашнем дне, считают, что все заранее предопределение судьбой и от нее не уйдешь. Здесь сказывается боязнь заглядывать в завтрашний день, не ожидая от него ничего хорошего. Это связано с усиление влияния религии. Такие люди могут поступить в духовные учебные заведения. «Стрекозы» – имеются в виду люди, напоминающие крыловскую стрекозу, они не хотят задумываться о завтрашнем дне. В основе такого подхода явно завышенное представление о ценности дня сегодняшнего и недооценка дня завтрашнего. Классический пример – отношение к своему здоровью, например, сегодня не чистя зубы регулярно, не затрачивая время на другие гигиенические процедуры, завтра – можно расплатиться по большой цене. «Муравьи» – люди с нормальной реакцией на события сегодняшнего и завтрашнего дня, умеющие обдумывать свои поступки в соответствии с событиями и планами. Они способны ко всем видам прогнозов. «Компьютеры» – для них характерно планирование каждого своего шага, вплоть до мелочей. Они не просто планируют, они занимаются самим процессом и для них это важнее, чем просто предвидеть события. Этим старшеклассникам свойственно ответственное отношение к своим обязанностям, но и мнительность, тревожность, нерешительность в сложных ситуациях. Они тверды в своих решениях, могут доводить их до конца. «Кассандры», или «Прорицатели беды» – такие старшеклассники видят в будущем только неприятности и пытаются в каждом шаге «избежать неизбежных бед», застраховаться от проблем. Это лишает их удовольствия от радости сегодняшнего бытия. Они склонны к одиночеству, скрывают свои мысли и намерения, часто пессимистичны.
Становится очевидным, что самовоспитание и сознательную дисциплину сначала задают взрослые, и, при правильном подходе, эти навыки должны перейти во внутреннее требование старшеклассника к себе.
Существуют правила способствующие самовоспитанию:
Пять “надо”:
- Всегда помогать родителям.
- Выполнять требования учителей учиться добросовестно.
- Быть честным.
- Подчинять личные интересы коллективным.
- Всегда и всюду проявлять добросовестность.
Пять “можно”:
- Веселиться и играть, когда работа сделана на “отлично”.
- Забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел сам.
- Не унывать при неудачах; если упорен, все равно получится !
- Учиться у других, если они лучше тебя трудятся.
- Спрашивать, если не знаешь, просить помочь, если не справляешься сам.
Это нужно тебе самому!
- Быть честным! Сила человека в правде, слабость его – ложь.
- Быть трудолюбивым! Не бояться неудач в новом деле. Кто упорен, тот из неудач создаст успех, из поражений выкует победу.
- Быть чутким и заботливым! Помни, к тебе будут хорошо относиться, если ты к другим хорошо относишься.
- Быть здоровым и чистоплотным! Занимайся утренней гимнастикой, закаляйся, мойся до пояса холодной водой каждый день, следи за чистотой рук, час в день выделяй на прогулки и еще час отдай труду или спорту.
- Быть внимательным, тренировать внимание! Хорошее внимание оберегает от ошибок в учении и неудач в игре, труде, спорте.
Этого делать нельзя!
- Учиться без старания, лениво и безответственно.
- Грубить и драться со сверстниками, обижать младших.
- Терпеть у себя недостатки, иначе они тебя самого уничтожат. Будь сильней своих слабостей.
- Проходить мимо, когда рядом обижают малыша, издеваются над товарищем, нагло лгут в глаза честным людям.
- Критиковать других, если сам страдаешь подобным же недостатком.
Пять “хорошо”:
- Уметь владеть собой (не теряться, не трусить, не выходить из себя по пустякам)
- Планировать каждый свой день.
- Оценивать свои поступки.
- Сначала думать, а потом делать.
- Браться вначале за самые трудные дела.
В.Гете утверждал: “Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя”.
Что дает человеку знание самого себя?
1.Объективно оценить себя, свои возможности и способности. Исходя из этого, определить цели жизни.
2.Не допускать ошибок, разочарований, необоснованных претензий, крушения жизненных планов.
- Определить свое призвание, безошибочно выбрать профессию.
4.Не претендовать на особое внимание к себе со стороны окружающих; скромность и достоинство – показатели объективной самооценки.
- Искать причины неприятности в себе, а не в других.
Пути самопознания:
- Судите о себе по делам. Успех в работе – это показатель ваших достоинств, неудачи – характеризуют ваши слабости и недостатки.
- Сравнивайте себя с другими, но не с теми, кто хуже, а с теми, кто лучше вас.
- Прислушайтесь к критике в свой адрес: