Самое драгоценное, что есть у человека, – это здоровье. Однако в последние десятилетия состояние здоровья детей вызывает у специалистов большую тревогу. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, социально-экономические проблемы привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма. Низкий уровень здоровья детей сказывается и на процессе их адаптации к учебным нагрузкам и еще более осложняет проблему. Это и хронические простуды, и ухудшение зрения, сколиоз, детские неврозы.
Избежать множества заболеваний, уменьшить влияние вредных факторов на формирование здоровья помогает здоровый образ жизни, основам которого учит не только школа, но и семья.
Основной задачей для родителей является: формирование у ребёнка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несёт ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья.
Если взрослые научат детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если они будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Здоровый образ жизни — это радость для больших и маленьких в доме, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий:
– первое условие – создание благоприятного морального климата в семье, что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, стремлении прийти на помощь, сделать приятное друг другу, в заботе о здоровье членов семьи;
– второе условие успешности формирования здорового образа жизни — тесная, искренняя дружба детей и родителей, их постоянное стремление быть вместе, общаться, советоваться. Общение — великая сила, которая помогает родителям понять ход мыслей ребёнка и по первым признакам определить склонность к негативным поступкам, чтобы вовремя предотвратить их;
– третье условие — повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи.
Формируя здоровый образ жизни ребенка, семья должна привить ребенку следующие основные знания, навыки и умения:
– знание правил личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;
– умение правильно строить режим дня и выполнять его;
– умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
– умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, группа, улица, дорога, лес) безопасна для жизни;
– знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;
– понимание значения здоровый образ жизни для личного здоровья, хорошего самочувствия;
– понимание значения двигательной активности для развития здорового организма;
– знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;
– знание основных природных факторов, укрепляющих здоровье, и правил их использования;
– знание правил сохранения здоровья от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний.
Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания здорового образ жизни:
– положительная динамика физического состояния вашего ребенка;
– уменьшение заболеваемости;
– формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;
– снижение уровня тревожности и агрессивности.
Эффективно работают и достигают успеха, живут здоровой, полноценной жизнью те люди, которые умеют чётко планировать своё время. В таком планировании отношение к здоровью является важнейшей жизненной ценностью.
Рекомендации по распределению времени при составлении режима дня:
- Учебные занятия – 5 – 5, часов;
- Дополнительное образование (кружки, клубы) – 1,5 – 2 часа;
- Учебные занятия дома – 2,5 – 3 часа;
- Занятия спортом, игры на свежем воздухе – 2, 5 – 3 часа;
- Свободное время, помощь семье, чтение – 1 – 2 часа;
- Утренняя зарядка, приём пищи, туалет – 2 – 2,5 часа;
- Сон ночной – 8 – 9 часов.
При составлении режима дня должны чередоваться периоды работы и отдыха.
А ваши дети соблюдают режим дня? Во время они ложатся спать, кушают? Проанализируйте свой день и день вашего ребёнка школьника. Всё ли вы делаете для своего ребёнка в плане сохранения и укрепления его здоровья? Как вы проводите с детьми выходные дни?