Каждый родитель мечтает вырастить своё чадо самым умным, красивым и успешным. Совершенно закономерным является беспокойство родителей по поводу подготовки ребёнка к школьному обучению и грядущему поступлению в образовательное учреждение.
Правильно ли развивается их ребенок, не будет ли у него проблем в будущем, когда он пойдет в школу, не стоит ли обратиться за советом к специалисту, “пока еще не поздно”?
С целью обратить переживания родителей в продуктивные способы подготовки детей к школе в данной статье будет рассмотрен материал об особенностях речевой готовности детей к обучению.
Коммуникативные умения
- Умеет выбрать правильный способ и стиль общения с родными, со знакомыми и незнакомыми людьми.
- Умеет пользоваться словами вежливости без напоминания: знает, как поблагодарить, извиниться, попрощаться, выразить сочувствие, попросить, отказаться от чего-либо.
- Умеет правильно вступить в разговор, завязать беседу и закончить ее.
- Умеет объяснить, описать, договориться.
Звуковой строй речи и осознание элементов языка и речи
- Правильно произносит все звуки родной речи.
- Выделяет и называет звуки в начале, середине и конце слова.
- Умеет выделять, называть и считать количество звуков и слогов в слове.
- Знает, что звуки делятся на гласные и согласные.
- Умеет выделять гласные и согласные звуки, твердые и мягкие.
- Умеет выделить и назвать ударный слог.
- Выделяет из предложения слова, знает, что существует порядок слов в предложении.
Словарный запас
- Словарь может включать до 4000—4500 слов.
- Использует все части речи, кроме деепричастий и деепричастных оборотов.
- Пользуется осмысленно и уместно конкретными и абстрактными понятиями (абстрактные понятия из области отношений, чувств: любовь, дружба, зависть, защита, предательство и т. п.).
- Находит точные слова для обозначений предметов, действий, явлений, качеств и свойств.
- Знает названия растений, животных, в речи использует их классификационными характеристиками: Орел — это птица, хищная птица; Собака — это комнатное или домашнее животное.
- Использует видовые и родовые понятия (виды транспорта, жилищ, зданий и т. д.).
- Пользуется названиями месяцев, дней недели, называет время по часам.
- Пользуется синонимами и антонимами, уместно включает в речь архаизмы и историзмы из сказок и былин: чело, карета, боярин.
- Знает, что про одно и то же можно сказать, пользуясь разными словами.
- По значению корня догадывается о смысле мотивированных слов, понимает по контексту незнакомые слова, объясняет их.
- Знает и называет профессии родных, знакомых, их занятия, увлечения.
- Использует в речи названия марок машин, спортивные термины, военную лексику (мальчик).
- Часто использует понятия из мира моды, бижутерии, косметики (девочка).
Грамматический строй
- Пользуется всеми видами простых и сложных предложений.
- Умеет правильно строить предложения с прямой и косвенной речью.
- Редко ошибается в образовании единственного и множественного числа существительных.
- В родительном падеже множественного числа использует чаще правильные окончания.
- Не склоняет несклоняемые существительные (пальто, радио, кино, кофе).
- Умеет по образцу из двух слов образовывать новое: вертит шеей — вертишейка и т. п.
- Умеет придумать новое меткое слово для клички, прозвища или для игры, словесной забавы.
- Умеет объяснить, как надо правильно говорить: Не ездию, а езжу.
Связанная речь
- Умеет сообщить о чем-либо, оправдаться, объяснить и сделать вывод, попросить о помощи или тактично от нее отказаться, словесно защититься.
- Понимает, что есть разные способы выражения мысли, что писатели и поэты умеют говорить ясно, точно и красиво.
- Может говорить и кратко, и пространно в зависимости от ситуации.
- Передает правильно последовательность событий при пересказе.
- Знает, как принято начинать рассказ, продолжать и заканчивать, пытается использовать свои знания.
- Умеет описать внешность героев рассказа и передать свое отношение.
- Может подвести итог или придумать концовку рассказу, предложенному без окончания, придумать начало тексту с «потерянным» началом.
- Умеет объяснить смысл названия текста, может сам подобрать название.
- Может передать основную мысль рассказа, сказки, сделать вывод (без помощи взрослого)
- Может предвидеть ход событий, словесно передать их финал.
- Может составить собственный текст (придумать сказку, сочинить рассказ, историю) из 40—50 предложений.
Что должно насторожить в развитии речи шестилетки.
- Речь ребенка невыразительна, звукопроизношение на уровне 4—5 лет, с нарушением дифференциации звуков.
- «Проглатывает» окончания, допускает аграмматизмы, характерные для детей более младшего возраста.
- Не может самостоятельно пересказать знакомую сказку или рассказ.
- Не может рассказать связно, что он видит на картинке, только перечисляет изображенные объекты, затрудняясь в выборе слов.
- Не может составить рассказ по серии сюжетных картинок или описать какое-либо событие из своей жизни.
- Говорит много, «сразу обо всем», перескакивает с темы на тему, с начала на конец, не может удержать внимания на предмете речи, т. е. не способен к планированию речи.
- Отказывается играть в речевые игры типа «Доскажи словечко», «Скажи наоборот», «Назови другим словом», «Скажи по-другому», «Угадай, какой звук (в начале, конце, середине)».
- Некритичен к своей речи.