С сентября на направлении «Машины и двигатели. Автомобилестроение» работает новый куратор. Игорь Андреевич Серебряков – старший преподаватель кафедры «Техническая эксплуатация автомобилей» автотракторного факультета Белорусского национального технического университета. С джуниорами мы сходили на занятие, чтобы познакомиться с Игорем Андреевичем и пообщаться с ребятами. Итого у нас получилось собрать информацию о том:
— какие ребята приезжают на обучение;
— что они изучают в теории и на практике;
— какой образовательный стенд появился на направлении;
— какие проекты делают джуниоры;
— и подробнее – о проекте Кирилла Осипенко, который на «Машинах и двигателях. Автомобилестроении» в третий раз.
Игорь Андреевич рассказывает: «Ребята, которые приезжают на наше направление, очень хорошие и умные. Несмотря на то, что у каждого из них свой бэкграунд – кто-то уже крутил скутера и мопеды, возился с родителями в гараже и немного (или много) смыслит в устройстве автомобиля, а кто-то не имеет обо всём этом ни малейшего представления – видно, что здесь собрались лучшие ученики школ со всей Беларуси».
Смена длится 24 дня. На освоение образовательной программы отводится 70 часов занятий, которые включают в себя: теория, практика, работа над исследовательскими проектами.
В теории джуниоры изучают устройство автомобиля и его систем. На практике разбирают моторы, изучают функционирование электрической и электронной частей автомобиля.
В новом учебном году для практической работы на направлении появился стенд: НТЦ-15.40.2 «Система управления двигателем с многоточечным впрыском (MPI) М1». Он иллюстрирует электронную систему управления двигателем – самой главной электронной системы автомобиля. Здесь есть все датчики и устройства, диагностирование которых мы изучаем. Присутствуют исполнительные механизмы, форсунки, модуль зажигания, свечи зажигания. А также дополнительные элементы: провода, реле, без которых система не будет функционировать.
«Мы подключаемся к стенду диагностическим оборудованием и осциллографом. Наблюдаем за работой систем и разбираемся в базовых аспектах диагностирования».
Параллельно с практическим блоком джуниоры приступают к работе над проектами. «Конечно, можно было бы разделить практику и проекты, но чем раньше ребята начнут, тем им будет проще», – убеждён Игорь Андреевич. Темы проектов разные: есть исследовательские: в них изучают теорию, продумывают перспективы. А есть более прикладные, конструкторские. Например, на прошлой смене лучшим стал проект парня, который проанализировал МАЗ и предложил свои способы улучшения надёжности авто.
Об одном из проектов ноябрьской смены мы можем вам рассказать. Кирилл Осипенко на «Машинах и двигателях. Автомобилестроении» в третий раз. Весной 2023 года его проект стал лучшим и дал джуниору возможность дистанционного обучения. Кирилл сделал малогабаритную аэродинамическую трубу для тестирования аэродинамических показателей автомобиля.
«Прежде чем выпустить автомобиль в натуральную величину, его аэродинамические показатели проверяют на миниатюрной копии. Форму маленькой модельки изменить куда проще, чем раз за разом переделывать большой автомобиль. Для этого и существуют малогабаритные трубы, на которых проводятся тесты», – рассказал нам Кирилл.
«Я изучал информацию о наличии таких аэродинамических труб на автомобильных заводах разных стран. Знаю, что они есть у Volkswagen, Geely, BMW. А вот на МАЗ и БелАЗ – нет. Поэтому проект, которым я занялся ещё на прошлой смене, развивал на дистанционке и продолжаю совершенствовать сейчас, очень актуален для отечественного автопроизводителя».