Одной из причин деструктивного поведения личности является разрушительная воспитательная практика в семьях (физические наказания, ругань, максимальные требования и т. п.), что порождает у подростков психологическую неустойчивость и неврозы, обусловленные вызванным у них комплексом неполноценности, заниженной самооценкой (вплоть до самоотрицания), часто на фоне нереализованных высоких притязаний. Накапливание негативных переживаний может создать неблагоприятную сферу для срыва у подростков. Главный источник негативных переживаний — семейные конфликты. В свою очередь, семейные конфликты провоцируются сложными социальными условиями жизни, психологической неготовностью взрослых справиться со своими проблемами и, соответственно, перенесением этих проблем в семейные отношения.
Психологи выделяют следующие типы воспитания, которые содержат в себе риск развития деструктивного поведения:
- гиперопека — преувеличенная, мелочная забота о детях. Такое воспитание готовит несамостоятельных людей, которые в реальной жизни терпят неудачи, поражения. Они склонны к фантазированию, живут в мире воображения, где проблемы решаются магическим образом;
- предъявление непомерных требований — родители требуют порядка, дисциплины, четкого выполнения обязанностей. Создание условий для возникновения деструктивного поведения обусловлено недостаточным развитием навыков взаимопонимания. Отсутствие эмоционального общения способствует уходу ребенка в свой собственный мир фантазий;
- воспитание в семьях с непрогнозируемыми эмоциональными реакциями. В таких семьях родители склонны к неожиданным изменениям настроения и отношения к детям. Так ведут себя экзальтированные люди с истероидными чертами характера. Дети не знают, чего ожидать от родителей в следующий момент, так как за одно и то же они могут быть как наказанными, так и обласканными. Дети чувствуют себя неуверенно, у них отсутствует чувство уверенности в родительской любви;
- гипоопека — недостаточное внимание к детям. Дети предоставлены самим себе, нередко не обеспечены даже материальным минимумом. Возможны скандалы, драки родителей, избиение детей. Дети предпочитают проводить время в уличных компаниях. Характерно раннее знакомство с алкоголем, другими веществами, изменяющими психическое состояние. Не формируется духовная сфера, интересы крайне ограничены, слабо развита воля.
К общим неблагоприятным условиям семейного воспитания, формирующим деструктивное поведение, относятся недостаточное внимание родителей к детям, отсутствие теплоты, привязанности. В ряде случаев семьи являются неполными, домашняя обстановка характеризуется частыми ссорами, скандалами, конфликтами.
Особое внимание следует обратить на так называемую «дворовую социализацию» ребенка и подростка. Наблюдения дают основание предположить наличие двух заметных тенденций в этом процессе.
Во-первых, можно говорить о существенном снижении возраста приобщения детей и подростков к некоторым проявлениям «взрослой» субкультуры. Так, по статистике, возраст, на который приходится затягивание первой сигаретой, для мальчиков составляет 6—7 и для девочек 9—10 лет. Первый глоток крепкого алкоголя приходится теперь на 8—10 лет у мальчиков и 11—12 лет у девочек, а первая сигарета с наркотиками — на 13—14 лет у мальчиков и 15—16 лет у девочек. Возраст первого полноценного сексуального опыта составляет 12—13 лет у мальчиков и 13—14 лет у девочек.
Во-вторых, можно говорить о значительном расширении масштабов этих проявлений. В своих рассказах об особенностях дворовой жизни, в подтверждение той точки зрения, что «все курят», «все колются», «а кто сейчас не выпивает?», ребята оперируют многими именами своего ближайшего окружения. В более старшем возрасте указанные явления приобрели практически массовый характер. В среде младших и средних школьников резко возросла токсикомания — вдыхание паров ароматических веществ, например клеев.
Эти явления связаны с безнадзорностью детей и подростков. Причина коренится в основном в переключении внимания взрослых членов семей с воспитания детей на добывание средств к существованию. Распространению негативных явлений в подростковой среде способствует и влияние сверстников друг на друга, и характерные для этого возраста реакции подражания, группирования, оппозиции взрослым, простое любопытство.
Экономический кризис повлиял на изменение психологического климата семьи. Дети стали в большей степени ощущать эмоциональную депривацию. Родители, загруженные работой или занятые ее поиском, все больше устают физически и психологически, все меньше сил и внимания могут отдать детям. Явные признаки невозможности обеспечить достойное существование самим себе и своим детям сильно подрывают самооценку родителей, вносят в их психику ощущение ущербности, несостоятельности, что никак не способствует позитивным эмоциональным контактам с детьми. Возрастает эмоциональная напряженность между самими родителями на почве все той же материальной необеспеченности существования.
У подростков постепенно формируется представление о своей ненужности в семье, восприятие себя как источника внутрисемейных проблем, что самым неблагоприятным образом сказывается на их психологическом состоянии (апатия и безразличие ко всему). Во взаимоотношениях родителей с детьми развиваются деструктивные и даже разрушительные модели поведения — безудержная критика, обвинения, упреки, оскорбления, побои. Гораздо чаще, чем каждый второй, подростки говорят о высокой возбудимости, злости, постоянных криках, возмущении, ругани по отношению к ним со стороны матери и еще чаще — со стороны отца. Можно сказать, что сейчас в обращении родителей с подростками преобладает жесткий, требовательный, авторитарный, директивный стиль.
Актуальной стала проблема физического наказания детей и подростков родителями. По данным социально-психологических исследований, если еще лет 7—10 назад пик подобных методов воздействия на детей приходился на возраст 7—9 лет и к 11—13 годам существенно ослабевал, сходя на нет к 14—15 годам, то в настоящее время этот пик приходится на 9—11 лет, постепенно снижаясь к 13—14 годам и заканчивается приблизительно в возрасте 15—16 лет. Причем жертвами этой практики становятся не только мальчики, как известно, доставляющие больше хлопот родителям, но и девочки. Когда родителям (преимущественно отцам) задавался вопрос: «Что заставляет прибегать к силовому методу решения проблем с сыном или дочерью?», наиболее частыми ответами были два: «Страх» и… «Нет слов».
Семейное воспитание играет значительную роль в формировании и развитии ребенка. Семья есть во многом отражение общества. Поэтому данная проблема должна быть рассмотрена на уровне государственного подхода к сохранению здоровья и безопасности нации.