Многие вопросы о леворукости, в частности о причинах ее возникновения, не имеют однозначного научного ответа. Однако практика переучивания левшей уже не имеет широкого распространения. Доказано, что работа головного мозга левшей и правшей имеет свои особенности и попытки переучить левшу перестраивают организацию мозга в целом. При этом леворуким детям, испытывающим сложности с письмом, важно помочь для дальнейшего успешного обучения.
В первую очередь, необходимо разобраться с двумя похожими словами: «левша» и «леворукий». О левшестве говорят, не только когда ведущей является левая рука, но и когда ведущие глаз, ухо, нога — тоже левые. Леворукость же — когда ведущая рука левая, а вот ведущие глаз, ухо, нога могут быть правыми, и встречается леворукость значительно чаще, чем левшество. Очень редко, но все-таки бывают люди, одинаково хорошо владеющие и правой, и левой рукой. Их называют амбидекстрами. Для амбидекстра самая успешная стратегия при обучении письму — писать той рукой, которую он чаще использует.
Левши и леворукие имеют более разнообразную организацию мозга, что может проявляться в различном распределении функций между полушариями. Например, центр речи может находиться как в левом, так и в правом полушарии. Когда левша пытается переучиться на правшу (или наоборот), это может снизить компенсаторные возможности мозга, то есть способность нейронов замещать функции поврежденных клеток. Если у левши более активно правое полушарие, а его принуждают учиться писать правой рукой, за которую отвечает левое полушарие, это приводит к перестройке функций головного мозга.
Но как тогда помочь ребенку-левше (или леворукому ребенку) с письмом?
Уже в разделении на левшей и леворуких прослеживается, что эта группа совсем неоднородна, и реальные дети будут обладать совершенно индивидуальными особенностями. Далее рассматриваются общие стратегии, учет которых облегчит овладение прописными буквами, при этом под «левшами» будут подразумеваться и левши, и леворукие.
Для детей-левшей особенно важно овладеть базовыми навыками в дошкольный период. Но это не означает, что ребенок уже до школы должен знать все прописные буквы. Подготовка левши к письму включает развитие навыков, связанных с восприятием, зрительно моторной-координацией и памятью. Существует множество игр и пособий, которые позволяют это сделать, при этом им необязательно быть специализированными «для левшей». Например, можно предложить ребенку игру «сложи фигуру» или «дорисуй недостающие детали», которая тренирует зрительно-пространственное и зрительное восприятие.
Если в период дошкольного детства левша не овладел этими навыками в достаточной степени, при обучении письму могут возникнуть сложности. Ребенок может начать путать схожие по виду буквы и цифры, писать лишние элементы или, наоборот, не дописывать части букв и цифр. Темп письма у ребенка будет очень медленный, почерк будет неустойчивый. Может возникать «зеркальность» при написании, а при копировании результат будет сильно отличаться от образца.
Так как левше сложнее разобраться с ориентацией право—лево, из-за чего и возникает зеркальное написание, обращайте внимание ребенка-левши на направление письма слева направо и на ориентацию отдельных штрихов направо или налево. Для левши может быть недостаточным показ образца при освоении каждой буквы, ему необходимы подробный разбор и анализ траектории движений при письме и выполнение движений в медленном темпе. Хороший способ закрепить движения — попросить ребенка самого озвучить, что и в какой последовательности нужно делать. После отработки предыдущих этапов возможно соединение элементов в одно действие, а затем автоматизация с помощью упражнения.
Другим затруднением при обучении письму может стать снижение энергетических ресурсов организма — замедленный темп, быстрое снижение работоспособности и повышенная утомляемость. Для таких детей важно не форсировать темп и скорость письма, особенно в первом классе. Поддержать ресурсы организма можно, контролируя нагрузку, в том числе соблюдая баланс времени использования гаджетов.
Одним из источников усталости для ребенка является увеличение статичной нагрузки. Еще вчера он мог весь день (или почти весь) двигаться, а теперь необходимо все время сидеть за партой. Поэтому левшам особенно необходимы прогулки и игры на воздухе.
Если состояние ребенка резко ухудшилось, нужно организовать щадящий режим и только потом возвращаться к письму, чтению и математике.
Что еще следует иметь в виду?
- Левше требуется по-другому организованное рабочее место: достаточное свободное пространство слева; наклон тетради в противоположную сторону или ее разворот; свет должен падать справа.
- Ребенка-левшу, как и ребенка-правшу, нужно научить правильно брать ручку.
- Левшам часто значительно легче писать прямо, а не с наклоном вправо.
- Нужно исключить безотрывное письмо.
Еще одна черта левшей, которую необходимо учитывать, на первый взгляд, не связана напрямую с письмом. Это повышенная впечатлительность, ранимость, переживание конфликтных ситуаций, которые в том числе связывают с тем, что левшам приходится постоянно приспосабливаться к миру правшей.
Помочь ребенку можно, развивая эмоциональный интеллект, снижая риск эмоциональных реакций, заранее готовя ребенка к стрессовым событиям, когда это возможно, хваля за его достижения. И первостепенное — быть заботливым и доброжелательным.