Педагоги могут помочь подростку пережить такую ситуацию успеха, когда он не нарушает этические нормы. Это важно потому, что, по данным опроса Института социологии Российской академии наук, 55 процентов молодежи готовы переступать через моральные нормы, чтобы достичь успеха.
Уровень самодостаточности, понимание собственной успешности для подростка связаны в том числе с эффективным и уверенным продвижением в социуме, достижением высоких результатов в определенной области учебной или досуговой деятельности.
У подростка еще небольшой жизненный опыт, ему трудно сопоставлять потребности с реальными возможностями. Поэтому классным руководителям надо создать реальные жизненные ситуации, в которых школьник продемонстрирует свои способности.
На успешное развитие личности ученика влияют следующие факторы:
– педагогический – качество урочной и внеурочной деятельности;
– социальный – отношения между детьми, родителями и педагогами;
– психологический – климат в коллективе.
Ученики в ранней юности свой успех и неудачу воспринимают эмоционально. Педагоги в такой ситуации должны варьировать способы создания успеха на основе индивидуальности подростка.
Педагогу необходимо учитывать возрастные особенности учеников и взаимоотношения в их семьях. Важно активно включать родителей в жизнь классного коллектива. Педагог должен показать родителям продвижение каждого воспитанника, а не сравнивать результаты деятельности школьников между собой.
К примеру, чтобы улучшить отношения между всеми участниками образовательных отношений, классным руководителям можно провести мастерскую общения с родителями. Мастерская «У меня талантливый ребенок» поможет родителям лучше понять способности ребенка
Ситуации для создания успеха.
Педагог поможет подростку:
– снять страх – преодолеть неуверенность в собственных силах, робость;
– авансировать успешный результат – создать позитивные тенденции и внушить подростку успех в избранном деле. В результате у школьника возрастает уверенность в собственных силах;
– внести мотив – продемонстрировать, для кого и ради каких целей ученик совершает деятельность;
Какие приемы помогут создать ситуацию успеха для любого ученика
Приемы Механизмы
Неожиданная радость – чувство удовлетворения от того, что результаты превзошли ожидания
«Лестница» Учитель помогает учащемуся обрести веру в себя и окружающих. Шаги:
- Психологическая атака – войти в эмоциональный контакт, снять напряжение.
- Эмоциональная блокировка – переосмыслить неуспех.
- Выбор главного направления – установить очаг психологического напряжения личности и нейтрализовать его.
- Выбор равных возможностей – создать ситуацию успеха для ученика в классе.
- Неожиданное сравнение – поднять авторитет менее успешной личности.
- Стабилизация – трансформировать неожиданную радость в сбывшуюся
«Даю шанс» Раскрыть способности и скрытые таланты с неожиданной стороны
«Исповедь» Обращение к лучшим чувствам детей получит понимание, породит ответный отклик
«Общая радость» Признание коллективом или той его частью, мнением которой ученик особенно дорожит
«Следуй за нами» Педагог помогает ребенку выразить дремлющую мысль
«Эмоциональный всплеск» Экспромт учителя. Педагог произносит слова, которые ждет ребенок и которые ему могут помочь.
«Обмен ролями» Педагог организует дни самоуправления, развивает детскую инициативу. Обмен ролями выявляет скрытый потенциал эмоционально-волевых, интеллектуальных возможностей отдельных школьников и коллектива в целом.