Понимание – основной фактор жизни человека вообще и учебы в частности.Ребенок, читая, должен понимать, что он читает, какой смысл несут слова, которые он видит. Слово для него должно представлять не набор букв или звуков, а смысловую единицу. Если этого не происходит, то его почти невозможно заставить читать. А если это все же удается сделать, то результаты таких упражнений в чтении без понимания могут быть плачевными:
– ребенок будет уметь читать, но очень плохо, медленно, путая слова, буквы;
– ребенок будет ненавидеть чтение.
Родители могут помочь своему ребенку, если будут постоянно работать с ним над значением слов.Начинать эту работу следует еще в дошкольном возрасте, когда ребенок только учится говорить. Проходить она должна интересно, тогда дети будут стремиться узнавать все больше и больше. Постепенно они привыкнут к тому, что нельзя оставлять без внимания ни одного слова, значение которого им неясно, и будут забрасывать родителей или воспитателей вопросами.
Этот способ работы состоит из следующих шагов:
- Вы читаете ребенку книжку или просто беседуете с ним. Ребенок не понял слово и спрашивает вас, что оно означает. Если ребенок не задает вам такого вопроса и вы видите, что он начинает отвлекаться, не следит за тем, что вы говорите, переводит разговор на другую тему, нервничает, не хочет слушать, значит…
- Вы можете предположить, какое слово ребенку было непонятно. Если вы не уверены, спросите его: “Ты знаешь, что это такое?” Он не может объяснить или показать, что он это слово знает. Тогда…
- Объясните ему это слово. Если вы не уверены, как это лучше сделать, посмотрите значение слова в словаре, а потом растолкуйте его ребенку понятным языком.
- Приведите по возможности больше примеров с этим словом.
- Обращайте внимание ребенка на это слово всякий раз, когда оно вам встретится. Просите его объяснить, что оно значит. Вспомните пример из прошлого опыта, сравните с той ситуацией, в которой это слово встретилось снова. Продолжайте заниматься этим словом, пока вы не почувствуете, что малыш уверенно им владеет. Иногда на освоение одного слова может уйти довольно много времени: несколько дней, даже недель. Зато потом к этому- слову вам уже никогда не придется возвращаться.
Таким образом, ребенок наберет довольно большой запас слов к тому моменту, когда он начнет читать. Чтение для него во многом станет узнаванием этих слов, поэтому он с удовольствием будет их прочитывать. Чтение не будет для него произнесением звуков, не несущих смысла, это будет осознанный процесс узнавания написанных слов.
Кроме того, ребенок постепенно будет привыкать к тому, что его родители все время обращаются к Толковому словарю русского языка, а это значит, что словарь станет частью и его жизни. Научившись читать, он начнет тоже им пользоваться.
Очень полезно постоянно обращать его внимание на новые слова, доступные его восприятию, и помогать ему в них разбираться. Если у ребенка в школе проблемы с чтением, проверьте, насколько хорошо он понимает то, что читает. В этом случае технология работы со словами заключается в следующем:
- Вы садитесь рядом с ребенком (лучше напротив -легче за ним наблюдать), у вас должен быть свой экземпляр текста и обязательно словарь.
- Попросите ребенка начать читать и внимательно следите за тем, как он это делает. Ребенок должен вести себя совершенно естественно. Любые отклонения от нормы – результат того, что он не понимает какого-то слова или нескольких слов.
Дети моментально реагируют на непонимание. Вот как это может проявляться:
– ребенок начинает вертеться или ерзать;
– качает ногой;
– начинает вертеть что-то в руках;
– почесывается;
– напрягается;
– сжимает кулаки;
– морщится;
– зевает;
– нервничает и т.д.
Реакции могут проявляться и в форме чтения:
– ребенок протекает букву;
– вместо одной буквы читает другую;
– переставляет буквы местами;
– добавляет букву, которой нет в слове;
– вместо одного слова читает другое;
– добавляет слово, которого нет в предложении;
– механически произносит слова, как робот, не вдумываясь.
Если вы видите, что начались какие-то отклонения от нормального чтения, остановите его и начинайте разбираться со словами. Эта процедура выглядит следующим образом:
- Ребенок читает предложение: “Наша речь состоит из предложений, а предложения – из слов” Вы замечаете у него какие-то поведенческие реакции и, попросив его остановиться, начинаете искать слово, которое он не понял. Задайте ребенку один из вопросов: что значит слово “речь”? Как ты понимаешь слово “речь”?
- Если ребенок объясняет это слово правильно, вы просите объяснить следующее слово и т.д. Если он не может ответить на вопрос, отвечает неправильно или не совсем правильно, вы объясняете ему значение слова простыми и понятными для него словами, но только если уверены в том, что точно знаете значение данного слова. Лучше сказать ребенку: “Давай посмотрим в словаре”. Вы смотрите слово в словаре, а затем объясняете.
- Когда вы смотрите слово в словаре, то привлекайте к поиску и ребенка – задайте ему- вопросы: с какой буквы начинается слово? в какой части словаря надо его искать? и т.д.
- Приведите как можно больше примеров и составьте несколько предложений с этим словом.
- Затем вы проверяете, знает ли ребенок все остальные слова в предложении: что такое «предложение»? Что такое «слово»?
- После того как вы разберетесь со всеми словами в предложении, попросите ребенка прочитать предложение еще раз и, если вы видите, что оно не вызывает у него никаких затруднений, переходите к чтению следующего.
Желаем Вам успехов!