Классный час в 7 классе «Сбережём природу вместе»
Цели:
- Дать учащимся информацию о раздельном сборе мусора и научить использовать полученные знания на практике
- Развивать интерес учащихся к проблеме экономии ресурсов
- Способствовать осознанию актуальности проблемы сохранения и экономии ресурсов, объяснить важность ресурсосбережения для существования человека и природы
Ход занятия:
- Организационный момент
Учащиеся класса делятся на группы.
- Вводная часть. Актуализация.
Учитель: «Планета в опасности!» — считают более15 тысяч исследователей из 184 стран, подписавших «Предупреждение учёных мира человечеству: второе уведомление». Первое было написано 25 лет назад, и тогда свои подписи под воззванием поставили 1700 экспертов. Но с тех пор, считают обеспокоенные специалисты, человечество не смогло решить ни одну из обозначенных проблем.
Учёные призывают человечество одуматься, пока окружающей среде не нанесён непоправимый ущерб, — снизить выбросы парниковых газов, уменьшить использование полезных ископаемых, перестать вырубать леса.
Что можем сделать мы, чтобы сберечь леса и полезные ископаемые?
Ученики: Собирать макулатуру, разделять мусор для дальнейшей переработки.
- Основная часть
Каждая группа учащихся выбирает лист бумаги синего, зелёного или жёлтого цвета.
Учитель: Для раздельного сбора мусора устанавливаются контейнеры разного цвета (просмотр видеоролика). Люди часто говорят, что сортировать мусор слишком тяжело. Действительно, сложно бывает определить, куда выбрасывать те или иные отходы. Например, старые обои нельзя выбрасывать в контейнер для бумаги. Они пойдут в отдельный контейнер и будут вывезены на свалку. Сегодня мы научимся сортировать пластик (жёлтый лист), бумагу (зелёный лист) и стекло (синий лист). Остальные отходы выбрасываем в общий контейнер.
Каждая группа учащихся получает список отходов и памятку по сортировке мусора. Дети должны определить, что следует выбрасывать в специальный, а что в общий контейнер. Затем каждая группа представляет результаты своей работы у доски.
Учитель: Что можно сделать из бытовых отходов? Давайте посмотрим небольшой видеоролик.
- Подведение итогов
Учитель: Что вы сегодня узнали о переработке мусора?
На что следует обращать внимание при сортировке мусора?
Приложение 2 (карточки для учащихся)
Пластик
Сортировать пластиковую упаковку становится довольно легко, если запомнить виды пластика, которые в Беларуси перерабатывают. Это: PET, HDPE, LDPE, PE и PP (или 1, 2, 4 и 5 в цифровом обозначении).
Не перерабатывается: упаковка из полистирола (PS, цифровой код: 6), любых комбинированных материалов (пластик + металл, бумага или другие виды пластика: С/PAP, C/LDPE, С/ALU и т.д., или цифровой код от 80 до 94). В частности, это касается крышек от ПЭТ-бутылок, одноразовой посуды и пластмассовых канцелярских изделий (разные виды пластика). В Беларуси никто не занимается их разбором (отделением плёнки от пластика) и переработкой этого пластика.
Важно помнить об одном исключении: тюбики от зубной пасты и кремов, несмотря на тип пластика, из которого они изготовлены — не перерабатываются. Причина в алюминиевом слое внутри таких тюбиков. А вот у бутылок от шампуней такого слоя нет, и они идут в переработку.
Вообще, в случае затруднений — лучше выбросить неизвестный пластик в предназначенный для этого контейнер. Это конечно лишняя работа для сортировщиков, но в противном случае этот пластик станет очередным вечным мусором на полигоне.
Стекло
В случае со стеклом никаких маркеров не существует. Любая стеклянная тара перерабатывается.
Не перерабатывается: автомобильное стекло, термостойкое (в том числе варочные поверхности), армированное, стеклопакеты, зеркала, экраны мониторов и телевизоров, цветное стекло и хрусталь, а также фаянсовая и глиняная посуда. Это всё, к несчастью, останется среди бытового мусора на свалке.
Как это запомнить? Все вышеперечисленные виды стекла являются обработанными или комбинированными (с использованием других материалов). Оценивая по этому критерию необычные стеклянные изделия, легко понять, стоит ли их бросать в контейнер для переработки.
Бумага
Критерий отбора данного вида мусора тот же, что и в случае пластика и стекла — отсутствие примесей. То есть чистая бумага и картон всегда подходят для переработки.
Не перерабатывается: ламинированная бумажная продукция, фотобумага, обои, спичечные коробки и упаковка пищевых товаров, в которой бумага служит основой, но дополнена слоем пластика или фольги. Таким образом, большая часть пищевой упаковки не пригодна для переработки. К тому же она ещё и загрязнена пищевыми продуктами настолько, что перерабатывать её не будут.
Распределить по контейнерам: (для каждой группы)
- Шампунь в ПЭТ-таре (маркировка «1»)
- Старые обои
- Стеклянная бутылка из-под пива
- Тюбик из-под зубной пасты
- Обёртка сливочного масла
- Пакет из-под молока (маркировка «2» или «4»)
- Стеклянная бутылка из-под уксуса
- Старый CD-диск
- Упаковка типа Тетра Пак от сока
- Старые журналы
- Автомобильное стекло
- Стеклянная баночка из-под детского питания
- Обёртка глазированных сырков
- Стаканчик из-под сметаны (маркировка «5»)
- Спичечные коробки
- Разбитый хрустальный бокал
- Стаканчик из-под йогурта (маркировка «6»)
- Чеки из магазина
- Разбитое зеркало
- Старые газеты
- Пластиковый цветочный горшок (маркировка «4»)
- Глиняный цветочный горшок
- Старые газеты
- Корпус телевизора
- Экран телевизора
- Картонная коробка из-под телевизора
- Упаковка из-под майонеза (маркировка «4»)
- Лампы накаливания
- Старые тетради
- Разбитая стеклянная банка
- Упаковка из-под чая (маркировка С/РАР)