Отдел по образованию Пружанского райисполкома
Книга Беларуси XIV-XVIII веков
Могилевский институт МВД Республики Беларусь
Яндекс.Метрика

Как помочь ребенку научиться читать?

Понимание — основной фактор жизни человека вообще и учебы в частности.Ребенок, читая, должен понимать, что он читает, какой смысл несут слова, которые он видит. Слово для него должно представлять нrisunok1е набор букв или звуков, а смысловую единицу. Если этого не происходит, то его почти невозможно заставить читать. А если это все же удается сделать, то результаты таких упражнений в чтении без понимания могут быть плачевными:

—    ребенок будет уметь читать, но очень плохо, медленно, путая слова, буквы;

—    ребенок будет ненавидеть чтение.

Родители могут помочь своему ребенку, если будут постоянно работать с ним над значением слов.Начинать эту работу следует еще в дошкольном возрасте, когда ребенок только учится говорить. Проходить она должна интересно, тогда дети будут стремиться узнавать все больше и больше. Постепенно они привыкнут к тому, что нельзя оставлять без внимания ни одного слова, значение которого им неясно, и будут забрасывать родителей или воспитателей вопросами.

Этот способ работы состоит из следующих шагов:

  1. Вы читаете ребенку книжку или просто беседуете с ним. Ребенок не понял слово и спрашивает вас, что оно означает. Если ребенок не задает вам такого вопроса и вы видите, что он начинает отвлекаться, не следит за тем, что вы говорите, переводит разговор на другую тему, нервничает, не хочет слушать, значит…
  2. Вы можете предположить, какое слово ребенку было непонятно. Если вы не уверены, спросите его: «Ты знаешь, что это такое?» Он не может объяснить или показать, что он это слово знает. Тогда…
  3. Объясните ему это слово. Если вы не уверены, как это лучше сделать, посмотрите значение слова в словаре, а потом растолкуйте его ребенку понятным языком.
  4. Приведите по возможности больше примеров с этим словом.
  5. Обращайте внимание ребенка на это слово всякий раз, когда оно вам встретится. Просите его объяснить, что оно значит. Вспомните пример из прошлого опыта, сравните с той ситуацией, в которой это слово встретилось снова. Продолжайте заниматься этим словом, пока вы не почувствуете, что малыш уверенно им владеет. Иногда на освоение одного слова может уйти довольно много времени: несколько дней, даже недель. Зато потом к этому- слову вам уже никогда не придется возвращаться.

Таким образом,  ребенок наберет довольно большой запас слов к тому моменту, когда он начнет читать. Чтение для него во многом станет узнаванием этих слов, поэтому он с удовольствием будет их прочитывать. Чтение не будет для него произнесением звуков, не несущих смысла, это будет осознанный процесс узнавания написанных слов.

Кроме того, ребенок постепенно будет привыкать к тому, что его родители все время обращаются к Толковому словарю русского языка, а это значит, что словарь станет частью и его жизни. Научившись читать, он начнет тоже им пользоваться.

Очень полезно постоянно обращать его внимание на новые слова, доступные его восприятию, и помогать ему в них разбираться. Если у ребенка в школе проблемы с чтением, проверьте, насколько хорошо он понимает то, что читает. В этом случае технология работы со словами заключается в следующем:

  1. Вы садитесь рядом с ребенком (лучше напротив -легче за ним наблюдать), у вас должен быть свой экземпляр текста и обязательно словарь.
  2. Попросите ребенка начать читать и внимательно следите за тем, как он это делает. Ребенок должен вести себя совершенно естественно. Любые отклонения от нормы — результат того, что он не понимает какого-то слова или нескольких слов.

Дети моментально реагируют на непонимание. Вот как это может проявляться:

—    ребенок начинает вертеться или ерзать;

—    качает ногой;

—    начинает вертеть что-то в руках;

—    почесывается;

—    напрягается;

—    сжимает кулаки;

—    морщится;

—    зевает;

—    нервничает и т.д.

Реакции могут проявляться и в форме чтения:

—    ребенок протекает букву;

—    вместо одной буквы читает другую;

—    переставляет буквы местами;

—    добавляет букву, которой нет в слове;

—    вместо одного слова читает другое;

—    добавляет слово, которого нет в предложении;

—    механически произносит слова, как робот, не вдумываясь.

Если вы видите, что начались какие-то отклонения от нормального чтения, остановите его и начинайте разбираться со словами. Эта процедура выглядит следующим образом:

  1. Ребенок читает предложение: «Наша речь состоит из предложений, а предложения — из слов» Вы замечаете у него какие-то поведенческие реакции и, попросив его остановиться, начинаете искать слово, которое он не понял. Задайте ребенку один из вопросов: что значит слово «речь»? Как ты понимаешь слово «речь»?
  2. Если ребенок объясняет это слово правильно, вы просите объяснить следующее слово и т.д. Если он не может ответить на вопрос, отвечает неправильно или не совсем правильно, вы объясняете ему значение слова простыми и понятными для него словами, но только если уверены в том, что точно знаете значение данного слова. Лучше сказать ребенку: «Давай посмотрим в словаре». Вы смотрите слово в словаре, а затем объясняете.
  3. Когда вы смотрите слово в словаре, то привлекайте к поиску и ребенка — задайте ему- вопросы: с какой буквы начинается слово? в какой части словаря надо его искать? и т.д.
  4. Приведите как можно больше примеров и составьте несколько предложений с этим словом.
  5. Затем вы проверяете, знает ли ребенок все остальные слова в предложении: что такое «предложение»? Что такое «слово»?
  6. После того как вы разберетесь со всеми словами в предложении, попросите ребенка прочитать предложение еще раз и, если вы видите, что оно не вызывает у него никаких затруднений, переходите к чтению следующего.

Желаем Вам успехов!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *