канику В последние годы, главной социальной проблемой общества становится организация свободного времени подростков. Проблема досугового времяпрепровождения подростков отличается большой сложностью и противоречивостью. В настоящее время, всеобщая компьютеризация привела к тому, что некоторые подростки все свое свободное время проводят за компьютером, играя в различные компьютерные игры. Встает проблема — «живое общение». Подростки общаются, только в так называемых, социальных сетях. Страдает и физическое развитие. Дети мало двигаются, редко гуляют. Других подростков мы часто видим на улице. Они проводят свое свободное время в бесцельной прогулке. «Пойдем, походим» — так определяется форма досуга. Отсюда криминогенная обстановка и рост преступности среди подростков. Основная задача педагогов, организовать свободное время подростков средствами содержательного досуга.
Особенности подросткового возраста. Подростковый возраст — это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Увлечь подростка чем-либо несложно, но трудно сохранить, поддержать и развить этот интерес. Подростковый возраст — не просто один из этапов жизни. Многие исследователи называют его возрастом «второго рождения личности». Возраст этот хрупкий, ранимый, изменчивый. Заметное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты характера — настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. В отличие от младшего школьника подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Значительно увеличивается объем памяти, В интеллектуальной деятельности подростков, основной особенностью является нарастающая способность к абстрактному мышлению. Важная особенность этого возраста — формирование активного, самостоятельного, творческого мышления. Это позволяет вовлекать подростков в разностороннюю творческую деятельность, в том числе досуговую.
Самоорганизация. Культуре досуга необходимо учить, начиная с детского возраста. Овладеть ею возможно только при целенаправленном, планомерном воздействии на подрастающее поколение. Научить подростков умениям и навыкам самоорганизации — важная педагогическая задача, которая представляет собой один из важнейших этапов на пути к овладению ими культурой времяпрепровождения. Для того чтобы деятельность подростка во время досуга не приводила к бездумному времяпрепровождению и не способствовала бы возникновению криминогенных ситуаций, необходимо развивать у них умения самоанализа, адекватную самооценку, разумное управление своим поведением. Все эти умения приобретаются в процессе успешного овладения подростками навыками САМООРГАНИЗАЦИИ. Хорошая самоорганизация позволяет подростку выбрать свое увлечение или хобби.
Виды увлечения. Для подросткового возраста увлечения (хобби) составляют весьма характерную особенность. Увлечения необходимы для становления личности подростка, так как благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальные способности подростков, что помогает в будущем определиться с профессией. Виды увлечений:
1. Интеллектуально-эстетические увлечения. Они связаны с глубоким интересом к любимому занятию — истории, радиотехнике, музыке, рисованию, разведению цветов, изучению иностранных языков, участию в художественной самодеятельности и т.п. Любое дело становится интересным только тогда, когда обучающийся заинтересован и старается достичь определенных успехов. Например в нашем ЦДТ подростки занимаются декоративно-прикладным творчеством, рисованием, организуют и проводят культурно-досуговые мероприятия, ставят спектакли, концерты, поют, танцуют. Активно принимают участие в районных выставках и конкурсах.
- Накопительные увлечения — это прежде всего коллекционирование во всех его видах. Страсть к коллекционированию может сочетаться с познавательной потребностью (например, при коллекционировании марок), со склонностью к накоплению материальных благ (коллекционирование старинных монет, дорогих камней), с желанием следовать подростковой моде (собирание наклеек, этикеток) и т.д.
3. Спортивно-технические увлечения (футбол, волейбол, хоккей, радиотехника и т.д). Увлечения связаны с намерением укрепить свою силу, выносливость, приобрести ловкость или какие-нибудь искусные навыки. Помимо спорта, это вождение мотоцикла или картинга, занятия в столярной мастерской и т.д. В основном, это увлечения мальчиков, которые таким образом развиваются в физическом отношении и овладевают нужными для них умениями. В
нашем городе подростки имеют возможность посещать занятия спортом в ДЮСШ №1 и ДЮСШ №2. В
- Эксцентрические— это желание подростка быть в центре внимания, ведет к увлечению экстравагантной одеждой, следованию определенным молодежным течениям «хиппи», «панки» и т.д. В рамках реализации данного направления, в ЦТДМ работает детский театр моды «Папараць кветка.
Как вовлечь подростков в досуговую деятельность.
Досуг – это зона активного общения, удовлетворяющая потребности подростков в контактах. Такие формы досуга, как самостоятельные объединения по интересам, участие в культурно-массовых мероприятиях и другие – благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Занимаясь творческой деятельностью, только 10-20% подростков стараются изучить тонкости, азы творческого дела, 80-90% — приходят только чтобы поразвлечься или за компанию с другими. Отсюда возникает проблема, стабильности коллектива и получение хорошего результата от совместной деятельности. Чтобы творческая деятельность имела хорошие результаты, необходимо постоянно внедрять инновационные процессы в совместную деятельность, придумывать проекты, результатом которых стал бы некий продукт успеха. Так, например, в Центре творчества детей и молодёжи в течение учебного года проходит очень много мероприятий, в которых обучающиеся не только принимают участие в качестве артистов, но и сами пишут сценарии, помогают в подготовке и конечно соревнуются между собой за лучший результат.
Функции досуга. Досуговое время подрастающего поколения оказывает огромное влияние на познавательную деятельность. В досуге происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знания. Это значит, что досугу свойственна просветительская функция.
Во время досуга подростки читают книги, смотрят кинофильмы, телепередачи, где открывают для себя мир профессий. А наметив для себя профессиональный путь, преимущественно на досуге, приобретают знания и развивают способности, для того или иного вида деятельности. Образовательные учреждения целенаправленно осуществляют профориентационную функцию. Жизнедеятельность современных подростков очень насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. Поэтому правильно организованный досуг помогает снять создавшееся напряжение. Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть, реализуется рекреационная функция. Более того, заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия также преимущественно реализуется в сфере досуга. Подростки получают наслаждение от самых разнообразных досуговых занятий: игры и победы; узнавание нового и возможность творить на этой основе. На своих занятиях педагоги используют разнообразные