Отдел по образованию Пружанского райисполкома
Книга Беларуси XIV-XVIII веков
Могилевский институт МВД Республики Беларусь
Яндекс.Метрика

Рекомендации родителям и учителям

2.1.Практические рекомендации родителям

гиперактивного ребенка.

  Регулярно работать со своими детьми, не исключая выходные и каникулярные дни.

  1. Уточняйте, закрепляйте и расширяйте пространственные и временные отношения ваших детей.
  2. Дополняйте словарный запас, объясняя значение новых слов, помогайте чаще использовать их в речи. Вместе читайте книги, наблюдайте за жизнью природы и общества. Точно отвечайте на вопросы, объясняйте сложные слова.
  3. Учите детей отвечать на вопросы предложением. Ваша речь является образцом для подражания.
  4. Стимулируйте  желание  рассказывать об увиденном и услышанном.
  5. Не переутомляйте детей. Умственная нагрузка должна сочетаться с физической.
  6. Обращайте внимание на развитие мыслительных операций, анализа увиденного и услышанного.
  7. Развивайте воображение детей, учите их фантазировать.
  8. Обращайтесь с ребёнком доброжелательно, подбадривайте его, не фокусируйте внимание на неудачах.

 

I. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку:

—         проявляйте достаточно твёрдости и последовательности в воспитании;

—         помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;

—         контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил;

—         не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;

—         стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и  доверии;

—         избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребёнку;

—         реагируйте на действия ребёнка неожиданными способами ( пошутите, повторите действия ребёнка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.);

—         повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

—         не настаивайте на том, чтобы ребёнок обязательно принёс извинения за проступок;

—         выслушивайте то, что хочет сказать ребёнок;

—         для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

  1. II.               Изменение психологического  микроклимата в семье:

—         уделяйте ребёнку достаточно внимания;

—         проводите досуг всей семьи;

—         не допускайте ссор в присутствии ребёнка;

  1. III.           Организация режима дня и места для занятий:

—         установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи;

—         чаще показывайте ребёнку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

—         снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания;

—         избегайте по возможности больших скоплений людей;

—         помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;

—         организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.

  1. IV.           Специальная поведенческая программа:

—         придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошее выполнение задания и наказаний за плохое поведение. Можно использовать большую или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;

—         не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определённом месте после совершения поступка;

—         чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети  не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;

—         составьте список обязанностей ребёнка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определённые виды работ;

—         постоянно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребёнком;

—         не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

—         не давайте ребёнку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

—         помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;

—         не давайте одновременно несколько указаний;

—         объясните гиперактивному ребёнку о его проблемах и научите с ними справиться.

  • Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребёнок ещё не готов к такой форме работы.
  •  Помните, что для ребёнка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

—         лишение удовольствия, лакомства, привилегий;

—         запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;

—         приём «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);

—         внеочередное дежурство по кухне;

—         холдинг, или простое удержание в «железных объятиях» и т.д.

Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами. Ю.С.Шевченко приводит следующие примеры:

—         если родителей младшего школьника тревожит то , что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в школу, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно представить ему возможность получить «урок жизни». Опоздав в школу по-настоящему и приобретя опыт объяснений с учительницей и директором школы, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам;

—         если 12-летний ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяснится с соседом и предложит искупить свою вину, например ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок будет знать, что ответственность за принятое им решение несет только он сам;

—          если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно требовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных покупок, это обязательно окажет свое воспитательное воздействие;

—         если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам.

Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного.  Необходимым  условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями.

Помните, что невозможно добиться гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.

Помните, что синдром дефицита внимания и гиперактивности – это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5-10 лет.


 

2.2 Практические рекомендации учителям гиперактивного ребенка.

Школьная программа коррекции гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении:

  1. Изменение окружения:

—         изучите нейропсихологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;

—         работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски;

—         оптимальное место в классе для гиперактивного ребенка – первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду;

—         измените режим урока с включением физкультминуток;

—         разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса;

—         представьте ребенку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения;

—         направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т.д.

  1. Создание положительной мотивации на успех:

—         введите знаковую систему оценивания;

—         чаще хвалите ребенка;

—         расписание уроков должно быть постоянным;

—         избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ;

—         вводите проблемное обучение;

—         используйте на уроке элементы игры и соревнования;

—         давайте задания  в соответствии со способностями ребенка;

—         большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них;

—         создайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны  и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний;

—         научите ребенка компенсировать нарушение функции за счет сохранных;

—         игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные;

—         стройте процесс обучения на положительных эмоциях;

—         помните, что с ребенком необходимо договориться, а не стараться сломить его!

  1. Коррекция  негативных форм поведения;

—         способствуйте элиминации агрессии;

—         обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;

—         регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.

  1. Регулирование ожиданий;

—         объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят  не так быстро, как хотелось бы;

—         объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции. Но и от спокойного и последовательного отношения.

Помните, что гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и  нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и не медикаментозных методов, к которым относятся психологические  и нейропсихологические коррекционные программы.

Список использованных источников

—         Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок. М., 2001

—         Заваденко Н.Н.. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М. 2000.

—         Лурия А.Р..Основы нейропсихологии. М. 1973.

—         Сиротюк А.Л.. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. М. 2002.

—         Усанова О.Н.. Дети с проблемами психического развития.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *