Вам хочется сделать свой урок более интересным, наполненным, полезным для учеников? Тогда просмотрите наши рекомендации об удержании внимания учащихся.
Тринадцать приемов привлечения и удержания внимания
1. НЕОЖИДАННОСТЬ. Используйте в речи неожиданную и не известную обучающимся информацию, а также выпуклые формулировки с «оживляющим эффектом».
2. «ПРОВОКАЦИЯ». На короткое время вызовите у слушателей реакцию несогласия с излагаемой информацией, используйте этот период для подготовки слушателей к конструктивным выводам, для уточнения мысли и более четкого определения собственной позиции.
3. ГИПЕРБОЛА. Не бойтесь прибегать к преувеличению, чтобы заострить внимание аудитории к предмету; это поможет выявить причинно-следственные и условно-следственные взаимосвязи между событиями, процессами и поведением людей. Не забудьте однако, позже уже без преувеличений четко изложить свою позицию по затронутой проблеме.
4. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ. Основываясь на реальных фактах, делайте прогнозы ожидаемых событий, чтобы подчеркнуть необходимые ценностные ориентации, определяющие интересы, требования, пожелания.
5. СОПОСТАВЛЕНИЕ ВСЕХ «ЗА» И «ПРОТИВ». В качество обзора ознакомьте обучающихся со всеми аргументами «за» и «против» какого-либо мнения, мероприятия, концепции и т.д. После сопоставления всех аргументов найдите правильное решение проблемы, используя при этом контрастную аргументацию; «однако на самом деле…»
6. ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ. Широко используйте способности обучающихся принимать решения и их компетентность для выяснения предмета обсуждения; за счет постановки соответствующих вопросов вовлекайте обучающихся в процесс мышления; воздержитесь от приведения собственных аргументов.
7. АПЕЛЛЯЦИЯ К АВТОРИТЕТУ. Для подтверждения правильности собственных мыслей ссылайтесь на авторитет обучающихся и авторитет «опыта» (работы, жизненный, политический и исторический), а также авторитет науки.
8. СОПЕРЕЖИВАНИЕ. Увлеченно описывайте события и темы, связывающие вас с обучающимися, не упуская подробностей, важных для аудитории, заставляя обучающихся сопереживать.
9. ВНЕСЕНИЕ ЭЛЕМЕНТА НЕФОРМАЛЬНОСТИ. Учитывая предмет речи, поведайте аудитории о собственных заблуждениях, предрассудках, ошибках и их последствиях и покажите, каким образом вам удалось избежать одностороннего подхода к той или иной проблеме и найти ее новое решение. Это позволит преодолеть сдержанность и предвзятость обучающихся и изменить их мнение в вашу пользу.
10. ДРАМАТИЗАЦИЯ. Наглядно и увлекательно, сознательно драматизируя, изображайте обогащающие тему выступления, события, чтобы обучающиеся могли отождествить себя с действующими лицами и жизненной ситуацией. Подготавливайте таким образом необходимые абстракции.
11. ПРЯМОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ. Откажитесь от растянутого выступления или отступлений, если ваши обучающиеся знакомы с затрагиваемым в речи предметом и имеют необходимый запас предварительных знаний; говорите без обиняков, сразу же начиная с самого главного. Это избавит вас от необходимости разъяснять им все с самого начала и позволит выиграть время для изложения проблемы.
12. ЮМОР. Не «засушивайте» свою речь. Приводите смешные, парадоксальные примеры, разбавляйте повествование веселыми шутками, забавными историями из жизни окружающих вас людей. Дайте слушателям возможность подумать и отдохнуть.
13. ЭКСПРЕССИЯ. Не отказывайтесь от средств усиления выразительности, конечно, в зависимости от конкретной речевой ситуации (официальная – неофициальная речь). Сознательно, особенно если вы выступаете без заранее подготовленного текста, выбирайте такие формулировки, которые заметно отличаются от привычного стиля (неожиданные, стилистически необычные, запоминающиеся, привлекающие внимание – экспрессивные лексические средства).