Правописание безударных окончаний имён существительных 3 – го склонения единственного числа

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

Урок разработан Баюрой С.В. учителем начальных классов ГУО “Средняя школа №4 г.Пружаны”

Тема: Правописание безударных окончаний имён существительных 3 – го склонения единственного числа

 

Цели: – формировать навык правописания падежных окончаний имён существительных 3 – го склонения;

– расширять словарный запас учащихся, развивать речь;

– воспитывать аккуратность, внимание, чувства дружбы и товарищества.

 

Оборудование: схемы – опоры, карточки, иллюстрации, мультимедиа.

 

План: 1. Организационный момент

 

– Что нужно каждому из нас, чтобы добиться успеха? (Успех= знания+терпение+сотрудничество+творчество+внимание).

Желаю вам сегодня стать мудрее. Ведь каждый день прибавляет частицу мудрости. Как вы думаете , каким будет наш урок?

 

 2. Актуализация знаний

 

Какой части речи были посвящены предыдущие уроки? ( Знаете ли вы, что имя существительное – самая представительная часть речи. Из 9000 наиболее часто употребляемых слов существительных – 4000. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.

 

Экспресс – опрос

  1. Что такое имя существительное?
  2. В форме какого числа употребляются имена существительные?
  3. Какого рода бывают?
  4. Сколько падежей в русском языке?
  5. Сколько склонений?
  6. Как существительные распределяются по склонениям?
  7. Как писать безударные окончания имён сущ. 1- го и 2-го склонения?

 

Тест

  1. 1.     Выберите верное утверждение. Имя существительное – это:

А) часть слова

Б) часть речи

       2. Имя существительное обозначает:

А) признак предмета

Б) предмет

        3. Имена существительные бывают:

А) мужского, женского и среднего рода

Б) среднего и женского рода

4. Выберите существительное 3-го склонения:

А) пятница

Б) смелость

5. Вставить пропущенные буквы:

Жил в деревн…, сидел на травк…, лежала в чемоданчик… .

 

Я надеюсь сегодня на уроке вы будете работать дружно, помогая друг другу. Вконце урока построим уютный дом дружбы и добра. А пока поможем заблудившимся словам попасть в свой домик и повторим склонение.

 

Игра «Распредели по домикам»

Грусть, дружба, боль, мысль, закат, облако, семья, солнце, страна.

 

Гимнастика для глаз

 

3.Сообщение темы и цели урока

Прочитать слова, которые характеризуют человека:

Зависть, верность, преданность, смелость, жадность, наглость, слабость, любовь. Все ли качества положительные? Что самое главное в жизни любого человека? (Любовь и дружба).

Как слова  связаны между собой грамматически?(ж. р., нулевое окончание, 3 скл.) Какая тема нашего урока? Цель?

Да, вы абсолютно правы, цель нашего урока – открыть тайну правописания безударного окончания имён существительных 3- го склонения и составить алгоритм. Но что это за послание?

Дорогие ребятки!

Пока вы тут разговариваете о дружбе и улыбаетесь, ваши друзья плачут, потому что вы никогда не справитесь с заданиями! Запомните, кто людям помогает, тот тратит время зря. Хорошими делами прославиться нельзя! Шапокляк.

А я думаю, что мы справимся со всеми заданиями и докажем госпоже Шапокляк, что только хорошими делами славен человек.

 

4. Минутка чистописания

п ппп т тт

преданность честность (смотрим значение слова в толковом словаре С. И. Ожегова, придумываем предложения)

Настоящий друг отличается преданностью и верностью.

-морфологический разбор имён существительных.

Сплочённость в работе поможет вам справиться и со словарными словами (Работа на компьютере).

 

5. Орфографическая разминка

Незнайка прислал письмо, в котором просит о помощи.

Дорогие ребята!

Пожалуйста, помогите выполнить задание.

Я прилагаю всё старание:

Хочу понять правописание.

Но вызывает тем не менее

Правописание удивление.

 

Л…тят на ветк… в…р…бьи,

Чтоб обсудить сл…васв…и,

С…дят на ветк… в…р…бьи.

С…дят на е, л…тят на и.( Объяснение пропущенных букв.)

– Как определить окончание имён существительных 1-го склонения? Какое слово помогает написать безударное окончание имён сущ. 2-го скл.?

 

6. Объяснение нового материала

1. Выполнение упр. 189 – выбрать слова 3- госкл., объяснить правописание.

2. Работа по таблице упр.190

-в каких словах в Р.п., Д.п., П.п. окончания находятся под ударением? (Рожь, степь)

Составление алгоритма проверки безударных окончаний имён сущ.3-го скл.: поступить по совест…

 

Физкультминутка

 

  1. 8.     Закрепление темы

Работа в группах

Лень хуже болезн… .

Дружба верна не лесть…, а правд… и честь… .

 

1-я группа. Вставить пропущенные буквы.

2-я группа. Вставить пропущенные буквы, определить падеж имён существительных.

3-я группа. Вставить пропущенные буквы, определить падеж и склонение имён существительных.

 

Работа по учебнику

Упр. 192 (проводится самопроверка и взаимопроверка)

Игра «Да – Нет»

На карточках учащиеся отмечают знаком «+» высказывание, которому верят, а знаком « – высказывание, которому не верят.

  1. Верите ли вы, что имя существительное  в предложении бывает только подлежащим?
  2. Верите ли вы, что если мы узнаем род и определим окончание, то узнаем склонение имён сущ.?
  3. Верите ли вы, что у имён существительных только в П. п. есть предлог?
  4. Верите ли вы, что слово – помощник для сущ. 3-го склонения степь?
  5. Верите ли вы, что только имена сущ. 3-го склонения имеют окончание –и?

По ключу проводится самопроверка.

№1 №2 №3 №4 №5
+ +

 

  1. 9.     Подведение итогов

Назовите окончания сущ. 3-го склонения.

Вот мы и справились с заданиями, помогли друзьям и построили уютный дом дружбы и добра. Осталось лишь укрепить фундамент. Ученики называют имя сущ. 3-го склонения, которые характеризуют настоящего друга. Какие лишние слова?

(Честность, верность, взаимопомощь, зависть, преданность, злость.)

 

  1. 10.                        Домашнее задание
  2. 11.                        Оценка работы учащихся, выставление отметок.
  3. 12.                        Рефлексия

Чему научились?

Чем запомнился урок?

Подойдите к Смайлику (грустный, весёлый)

 

Добавить комментарий