Урок разработан Баюрой С.В. учителем начальных классов ГУО “Средняя школа №4 г.Пружаны”
Тема: Правописание безударных окончаний имён существительных 3 – го склонения единственного числа
Цели: – формировать навык правописания падежных окончаний имён существительных 3 – го склонения;
– расширять словарный запас учащихся, развивать речь;
– воспитывать аккуратность, внимание, чувства дружбы и товарищества.
Оборудование: схемы – опоры, карточки, иллюстрации, мультимедиа.
План: 1. Организационный момент
– Что нужно каждому из нас, чтобы добиться успеха? (Успех= знания+терпение+сотрудничество+творчество+внимание).
Желаю вам сегодня стать мудрее. Ведь каждый день прибавляет частицу мудрости. Как вы думаете , каким будет наш урок?
2. Актуализация знаний
Какой части речи были посвящены предыдущие уроки? ( Знаете ли вы, что имя существительное – самая представительная часть речи. Из 9000 наиболее часто употребляемых слов существительных – 4000. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.
Экспресс – опрос
- Что такое имя существительное?
- В форме какого числа употребляются имена существительные?
- Какого рода бывают?
- Сколько падежей в русском языке?
- Сколько склонений?
- Как существительные распределяются по склонениям?
- Как писать безударные окончания имён сущ. 1- го и 2-го склонения?
Тест
- 1. Выберите верное утверждение. Имя существительное – это:
А) часть слова
Б) часть речи
2. Имя существительное обозначает:
А) признак предмета
Б) предмет
3. Имена существительные бывают:
А) мужского, женского и среднего рода
Б) среднего и женского рода
4. Выберите существительное 3-го склонения:
А) пятница
Б) смелость
5. Вставить пропущенные буквы:
Жил в деревн…, сидел на травк…, лежала в чемоданчик… .
Я надеюсь сегодня на уроке вы будете работать дружно, помогая друг другу. Вконце урока построим уютный дом дружбы и добра. А пока поможем заблудившимся словам попасть в свой домик и повторим склонение.
Игра «Распредели по домикам»
Грусть, дружба, боль, мысль, закат, облако, семья, солнце, страна.
Гимнастика для глаз
3.Сообщение темы и цели урока
Прочитать слова, которые характеризуют человека:
Зависть, верность, преданность, смелость, жадность, наглость, слабость, любовь. Все ли качества положительные? Что самое главное в жизни любого человека? (Любовь и дружба).
Как слова связаны между собой грамматически?(ж. р., нулевое окончание, 3 скл.) Какая тема нашего урока? Цель?
Да, вы абсолютно правы, цель нашего урока – открыть тайну правописания безударного окончания имён существительных 3- го склонения и составить алгоритм. Но что это за послание?
Дорогие ребятки!
Пока вы тут разговариваете о дружбе и улыбаетесь, ваши друзья плачут, потому что вы никогда не справитесь с заданиями! Запомните, кто людям помогает, тот тратит время зря. Хорошими делами прославиться нельзя! Шапокляк.
А я думаю, что мы справимся со всеми заданиями и докажем госпоже Шапокляк, что только хорошими делами славен человек.
4. Минутка чистописания
п ппп т тт
преданность честность (смотрим значение слова в толковом словаре С. И. Ожегова, придумываем предложения)
Настоящий друг отличается преданностью и верностью.
-морфологический разбор имён существительных.
Сплочённость в работе поможет вам справиться и со словарными словами (Работа на компьютере).
5. Орфографическая разминка
Незнайка прислал письмо, в котором просит о помощи.
Дорогие ребята!
Пожалуйста, помогите выполнить задание.
Я прилагаю всё старание:
Хочу понять правописание.
Но вызывает тем не менее
Правописание удивление.
Л…тят на ветк… в…р…бьи,
Чтоб обсудить сл…васв…и,
С…дят на ветк… в…р…бьи.
С…дят на е, л…тят на и.( Объяснение пропущенных букв.)
– Как определить окончание имён существительных 1-го склонения? Какое слово помогает написать безударное окончание имён сущ. 2-го скл.?
6. Объяснение нового материала
1. Выполнение упр. 189 – выбрать слова 3- госкл., объяснить правописание.
2. Работа по таблице упр.190
-в каких словах в Р.п., Д.п., П.п. окончания находятся под ударением? (Рожь, степь)
Составление алгоритма проверки безударных окончаний имён сущ.3-го скл.: поступить по совест…
Физкультминутка
- 8. Закрепление темы
Работа в группах
Лень хуже болезн… .
Дружба верна не лесть…, а правд… и честь… .
1-я группа. Вставить пропущенные буквы.
2-я группа. Вставить пропущенные буквы, определить падеж имён существительных.
3-я группа. Вставить пропущенные буквы, определить падеж и склонение имён существительных.
Работа по учебнику
Упр. 192 (проводится самопроверка и взаимопроверка)
Игра «Да – Нет»
На карточках учащиеся отмечают знаком «+» высказывание, которому верят, а знаком « – высказывание, которому не верят.
- Верите ли вы, что имя существительное в предложении бывает только подлежащим?
- Верите ли вы, что если мы узнаем род и определим окончание, то узнаем склонение имён сущ.?
- Верите ли вы, что у имён существительных только в П. п. есть предлог?
- Верите ли вы, что слово – помощник для сущ. 3-го склонения степь?
- Верите ли вы, что только имена сущ. 3-го склонения имеют окончание –и?
По ключу проводится самопроверка.
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 |
– | + | – | + | – |
- 9. Подведение итогов
Назовите окончания сущ. 3-го склонения.
Вот мы и справились с заданиями, помогли друзьям и построили уютный дом дружбы и добра. Осталось лишь укрепить фундамент. Ученики называют имя сущ. 3-го склонения, которые характеризуют настоящего друга. Какие лишние слова?
(Честность, верность, взаимопомощь, зависть, преданность, злость.)
- 10. Домашнее задание
- 11. Оценка работы учащихся, выставление отметок.
- 12. Рефлексия
Чему научились?
Чем запомнился урок?
Подойдите к Смайлику (грустный, весёлый)