Методика проведения нестандартных уроков

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

         

  1 УРОКИ ТВОРЧЕСТВА

Цель: повторение и обобщение по теме; развитие умения творчески применять полученные знания; воспитание коллективизма, взаимоответственности.

Организация урока:

1.  Класс делится на пять групп (формируются по желанию).

2.            Создается   жюри,   которое  совместно  с   учителем   продумывает  систему   оценок   за  все   виды деятельности.

3.             Каждой группе вручается задание:

– первая и вторая группы составляют кроссворд (каждая свой), зашифровав, строго научно или шутливо, термины и явления по данной теме;

–  третья и  четвертая готовят физический аукцион (каждая свой): игра, в которой ведущий задает играющим по два вопроса, допускающие несколько верных ответов; каждый правильный ответ оценивается баллами;

-пятая пишет план-сценарий учебного видеофильма по теме урока.

4.        Каждая группа обеспечивается рабочим местом, всем необходимым (бумага, справочники, учебники и т. д.) и краткими инструкциями. Время работы 10 минут.

5.        Смотр творческих работ (в решении кроссвордов, в аукционах участвуют все группы). Все набранные баллы фиксируются жюри. Баллы, набранные каждым участником группы, суммируются.

6.            Анализ, обобщение и выводы. Оценивается результат работы каждой группы; жюри объявляет группу, набравшую наибольшее количество баллов, и места, занятые другими группами.

2. УРОК – СОЧИНЕНИЕ

Цель: закрепление знаний по теме, развитие наблюдательности и умения анализировать, реализация связи теории с практикой.

Организация урока:

1. Класс получает задание: написать сочинение. В нем нужно связать в единое целое
5-10 известных каждому ученику случаев из жизни, где встречаются изученные на уроках   понятия или термины.

2.        Описание в сочинении различных явлений и краткое их объяснение.

3.        Оценка сочинений:  учитывается  количество  примеров,  качество  их объяснения  и  то,  как они «вписаны» в рассказ.

3. УРОК-ДЕЛОВАЯ ИГРА

Цель: повторение и закрепление материала по различным темам , реализация принципа связи теории с практикой, поисково-практическая деятельность учащихся.

Организация урока (класс имитирует работу специального конструкторского бюро):

1. Класс делится на группы, каждая из которых получает свое задание.

2.       «Мозговой центр» – разрабатывав проект, выдвигает гипотезу.

3.       Группа помощи – выдает необходимые сведения, пользуясь справочниками и таблицами.

4.       Группа историков – готовит исторический обзор по теме.

5.       «Монтажники» – собирают «конструкцию» и приводят ее в действие.

6.       Группа экспертов – обосновывает целесообразность разрабатываемого проекта.

7.       Группа управления и контроля – координирует и контролирует деятельность всех групп.

8.       Учитель подводит итоги работы каждой группы, оценивает результаты.

 

4.  УРОК-ЛЕКЦИЯ «ПАРАДОКС»

Цель: повторение материала, развитие внимания и критического мышления, повышение мотивации учения.

Организация урока (урок строится в основном на материале истории дисциплины):

1. Учитель читает лекцию, в содержание которой включаются ошибочные сведения, противоречивые утверждения, неточности.

2; Учащиеся слушают лекцию и выполняют два традиционных задания: составляют план и находят в материале ответы на поставленные учителем вопросы.

3. Учащиеся фиксируют ошибки, «допущенные» учителем.

4.3аписи делают в таблице:

План лекции_________ Ошибки_____________ Ответы на вопросы___

5.         Записи проверяет учитель или ученик-лаборант.

6.         Один   из  школьников  называет допущенную  ошибку,  педагог  воспроизводит соответствующий отрывок лекции.

7.         Обсуждение     ошибки     и     выяснение     того,     почему     отмеченное     утверждение     неверно. Аргументированность анализа «ошибки» оценивается учителем.

8.         Обсуждение следующей неточности (пп. 6 и 7).

5.  УРОК – «ИГРА-ОБОБЩЕНИЕ»

Цель: повторение и обобщение материала в конце учебного года, применение на практике полученных за год знаний.

Организация урока:

1. Постановка проблемы

2.        Класс (пассажиры космического корабля) делятся на три отряда (ряда), и каждый отряд получает задание с определенными условиями.

3.   Каждый отряд (ряд) делится на три группы: конструкторскую, инженерную и практических работ:

3.1.        Конструкторские группы создают проекты и передают их инженерам.

3.2.        Инженерные группы делают расчеты.

3.3.        Группы практических работ применяют полученное на практике при решении задач той же темы.

4.        Время выполнения задания каждой группой – 8 минут.

5.        После сигнала все материалы по работе отряда представляют классу шкиперы отряда.

6.        Работа каждой группы и отряда обсуждается. Определяется наиболее удачный вариант решения
проблемы. Авторы этого варианта (отряд или группа) объявляются лучшими.

7.        Подведение итогов, выставление оценок.

 

6. УРОК – ОБЩЕСТВЕННЫЙ СМОТР ЗНАНИЙ

Подготовительный этап:

1.  На первом занятии по теме школьники получают вопросы и задания

2.               Редколлегия класса выпускает стенгазету.

2. Класс делится на две команды, выбираются капитаны, команды получают задания:

а)            подготовить приветствия, эмблемы;

б)            составить кроссворд для соперников (не более пяти шифровок).

4.         Подготовка вопросов к турниру знатоков (вопросы на эрудицию и кругозор по данной теме).

5.         Выборы  жюри  (могут  войти  учителя,  представители  администрации  школы,  ученики  старших классов, родители).

6.  Приглашаются родители, учителя из других школ.
Ход урока:

1.            «Строгий час»:

1.1.    Экспериментально – практическая работа по карточкам. Время работы – 10 минут.

1.2.    Работы сдаются жюри на проверку.

1.3.    Мини экзамен: школьники по очереди берут билеты, готовятся 5 минут и отвечают (6 человек отвечают письменно,   12  человек опрашиваются  устно,  используются дополнительные доски,  остальные школьники слушают, исправляют, дополняют).

1.4.    Во время перемены жюри подводит итоги первой части смотра.

2.            Турнир знатоков:

2.1.  Приветствие команд.

2.2.  Конкурс эрудитов (ответы на вопросы).

2.3.  Конкурс кроссвордов (каждая команда разгадывает кроссворд соперников).

2.4.  Конкурс на самый остроумный фантастический рассказ из области предмета.

 

2.5.  Иллюзион (учитель показывает действия, которые надо объяснить

2.6.  Жюри подводит итоги, объявляет оценки каждого ученика, отмечает самые интересные и содержательные ответы, композиции, вручает призы команде.

7.  УРОК-«ЭВРИКА»

Цель: приглашение учащихся к творчеству, развитие их познавательных способностей.

1. Класс делится на две равные группы-команды, а внутри каждой команды – на звенья по два-четыре человека:

—    «экспериментаторов»;

—    «теоретиков» (те, кто лучше знает теоретический материал);

—    «калькуляторов» (те, кто умеет быстрее всех считать);

—    «экспертов» (они поправляют, дополняют, оценивают ответы).

2.  «Экспериментаторы»  одной  из  команд (кто  первый  определяет жребий) называют пример из практики, на основе опыта составляют условие задачи. «Эксперты» от 2-й команды следят не противоречивы ли условия задачи.

3.         «Теоретики»         и          «калькуляторы»         второй         команды         решают         задачу,
записывают решение на доске.

4.         Команды меняются ролями, и все полностью повторяется.

5.         Конкурс капитанов: задачи для конкурса готовят «экспериментаторы» на основе решённых задач и
выдают их капитанам после выполнения командами основного задания и подведения итогов. Капитаны соревнуются у доски.

6.         Учитель   подводит  итоги   конкурса  капитанов  (время,   правильность  решения,  оригинальность мышления).

7. Подведение итогов урока, вручение призов.

 

Добавить комментарий