Тема урока: Краски и звуки зимы в стихотворении Н.А.Некрасова «Не ветер бушует над бором» ( 5 класс)
Учитель Кравчук Алёна Николаевна
Цели урока:
1. Учить разбираться в звуковом строе лирического произведения, чувствовать величие и сказочное могущество Мороза-воеводы;
2. Развивать навыки анализа лирического произведения;
3. Создать условия для развития ценностного отношения к природе.
Оборудование урока: репродукции пейзажей русских художников; диск с записанными звуками ветра и вьюги; раздаточный материал « Снежинки», цветные «снежки» для рефлексии.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
За окном зима намела пушистые сугробы. Под тёплой шубой спят травы и кусты. Над миром простирается царство Мороза. А нам с вами тепло и уютно, и не страшен нам мороз с его льдами и метелями. Нам хорошо знаком с раннего детства этот старик – Дед Мороз. О нём мы читали в сказках, ему мы писали письма с просьбами о подарках, его ругали по пути в школу, когда замерзали в руки и ноги.
3. Проверка творческого домашнего задания.
Ребята, каким вам представляется Дед Мороз? Каким вы изобразили его на своих рисунках? Дайте характеристику внутреннего мира героя. Что можно сказать о его характере?
( 3-4 выступления по рисункам)
Где у нас, в Беларуси, живёт Дед Мороз? Кто из вас был в резиденции Деда Мороза? Каким вы увидели Деда Мороза?
( заочная экскурсия по резиденции Деда Мороза)
4. Работа с текстом произведения Некрасова.
1. В русской литературе тоже есть произведения, героем которых является этот волшебный старик. Чуть позже вы познакомитесь со сказкой «Снегурочка» Островского. А сегодня мы прочитаем отрывок из поэмы Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос». Как изображён Мороз у Некрасова? Какие художественные средства использует автор для создания образа – это вопросы сегодняшнего урока.
2. Послушайте отрывок из поэмы, представьте картины, которые нарисовал поэт.
( чтение стихотворения учителем под звуки ветра)
3. Что нарисовало ваше воображение? Какими красками вы могли бы пользоваться в своей работе, если бы действительно рисовали зимнюю картину? Всегда ли зима белая? Рассмотрите фото на доске.
Каким термином мы можем назвать наши описания? Найдите его на доске.
Ветер – помощник Мороза, поэтому для физкультминутки мы выберем стихотворение о ветре.
Физкультминутка « Ветер дует нам в лицо»
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
Раз, два – выше голова.
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо присесть.
Семь, восемь – тень отбросим.
Ветер – буйный удалец.
Ну, а сказочке – конец.
4. Вернёмся к теме нашего урока. Каким изображает Мороза Некрасов? Чем отличается ваше описание Деда Мороза от представления о нём автора?
Кто такой воевода?
На доске:
Воевода – в Древней Руси начальник войска, а также области.
Дозор – обход для осмотра.
Палица – тяжёлая дубина с утолщённым концом ( старинное оружие).
Расскажите, опираясь на текст, что входит в обязанности Мороза, Красного носа. Как он это делает?
Какими словами автор передаёт могущество хозяина зимнего леса?
Озвучьте картину, изображённую в стихотворении. Какие звуки зимы вы услышали в стихотворении?
5. Какие художественные средства выразительности использованы в отрывке для изображения зимнего пейзажа?
На доске: Художественное определение – олицетворение
Скрытое сравнение – метафора
Изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых – эпитет
( соединить стрелками)
6. Работа в парах.
Найдите в тексте стихотворения эпитеты и олицетворения, запишите их на снежинках, лежащих перед вами.
7. Проверка работ.
Метафору отыскать сложнее. Ребята, попробуйте найти в стихотворении примеры метафор.
5. Творческая работа учащихся.
А теперь я вам попробовать выступить в роли поэтов.
На доске опорные слова. Используя их, попробуйте сочинить стихотворение « Дед Мороз»
… зимние шали
… просторы земли
… примчались
… замели.
… хозяин метели
… мешком
… веточка ели
… белым снежком
Какие художественные средства вы при этом использовали?
6. Подведение итогов урока.
7. Рефлексия. Перед вами цветные «снежки»: розовые, голубые и белые. Поднимите розовые, если на уроке вам всё понравилось, если было комфортно. Голубые – если урок вам не понравился, вы чувствовали себя на нём неуютно. Белые «снежки» скажут нам о том, что вам безразлично то, что происходило на уроке.
8. Домашнее задание: прочитать статью « О пейзажной лирике» и ответить на вопросы на стр. 43.