ТЕМА: РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ БОЛОТ. ЗНАЧЕНИЕ БОЛОТ В ПРИРОДЕ.
Разработала Корсак В.Е.
ЦЕЛИ: формировать у школьников представление о болоте как территории с постоянным излишним увлажнением и специфической растительностью; дать представление о растениях и животных болота, их разнообразии, приспособленности к условиям жизни; содействовать осознанию учащимися роли болот в природе; воспитывать гуманное отношение ко всему живому, любовь к родному краю
ХОД УРОКА:
1.ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА
Чтоб сегодня наш урок
Всем ребятам пошел впрок,
Постарайся все понять,
Слушать, думать и вникать!
2. ПРОВЕРКА ДОМ. ЗАДАНИЯ
– Отгадайте загадку:
Я высок и могуч,
Достаю почти до туч,
Укрываю всех зверей я,
Грибов и ягод не жалею, У меня много чудес.
Я зеленый друг ваш – …(лес).
Проверить свои знания о лесе я предлагаю викториной, разделившись на 2 команды:
«Белочки» и «Зайчики». За каждый правильный ответ вы приносите команде 1 очко, за дополнение тоже можно заработать 1 очко. И так, слушаем.
Викторина «Знатоки природы».
- В каком лесу нет листьев?
- Чем отличается береза от других деревьев?
- Почему листья с верхушек деревьев опадают последними?
- У каких растений нет корней, листьев, цветов?
- Для чего цветам запах и цвет?
- Почему шиповник имеет такое название?
- Растет ли дерево зимой?
- Какое ядовитое растение носит название птичьего глаза?
- Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели – нет?
- Какие ягоды созревают в лесу первыми?
- Как по пню срезанного дерева определить, сколько ему лет?
- Листья какого дерева нужно приложить к ране, если вы натерли ногу?
- Почему погибнет лес, если вырубить все старые деревья?
- Как приспособились растения леса к совместному проживанию?
- Почему животный мир лесов богат и разнообразен?
- Какой зверь, если бы проводился конкурс профессий, был бы признан лучшим лесорубом?
- Детеныши какого зверя могут питаться молоком чужой матери?
- Какой ночной хищник в лесу издает звуки, похожие на хохот?
- Какую птицу древние греки называли птицей мудрости?
- У какой птицы жесткий хвост?
- Какая из птиц наших лесов самая маленькая?
- 22. Какая птица в момент опасности прикидывается «тряпочкой»? (удод) Что вы еще знаете об удоде? (более подробно о ней мы узнаем из презентации)
Удод назван птицей 2013 года.
– А сейчас я предлагаю вам прочитать высказывание известного космонавта Л.Леонова и догадаться о чем он говорит:
«Давно пора бы воздать хвалу, какой заслуживает этот милый дед, старинный приятель нашего детства, насмерть стоящий воин и безотказный поставщик сырья, кормилец рек и хранитель урожаев». (лес).
– Что за милый дед, которого надо хвалить? Давайте теперь определим, какое значение имеет лес в нашей жизни? ( с опорой на цитату). (Дети называют полезные стороны леса, на доску вывешиваются соответствующие карточки).
– Какой главный вывод мы можем сделать о лесе? ( Лес – важнейшее природное богатство). О лесе написано много хороших слов писателями и поэтами. Послушаем ребят.
ЛЕС ЗИМОЙ
Однажды зимой мы пошли в лес. В густом сосновом лесу было тихо. Все было покрыто белым блестящим снегом. В холодном, свежем воздухе носились мелкие белые пушинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В этом сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась страшным чудовищем. В дремучем лесу не было ни души, ни следа. Мы долго любовались чудным зимним видом леса. ( По И.Кореневу)
ВЕСНОЙ В ЛЕСУ
Раннее майское утро. Воздух легкий и чистый. Яркое солнце золотит деревья. Блестят молодые листочки берез и осин. Цветет душистая черемуха. А как пахнут ели и сосны!
Лесная полянка пестреет цветами. Синеют колокольчики. Белеют ландыши. Из травы глядит белый глазок земляники. Над цветами жужжат пчелы. Они пьют сладкий цветочный сок. Весело распевают птицы.
ОКТЯБРЬ
Осень пришла в лес. Листья раскрасились в яркие цвета. Лес был очень красив.
Подули сердитые ветры. Они срывали желтые, красные, бурые листья с веток, носили их по воздуху и швыряли на землю.
Скоро лес поредел. Ветки стали голыми. Земля под деревьями покрылась разноцветными листьями. (По В.Бианки)
– В заключение нашего разговора о лесе, предлагаю командам собрать рассыпавшуюся пословицу: (Много леса – не губи, мало леса – береги, нету леса – посади)
3. НОВЫЙ МАТЕРИАЛ
– Сегодня я приглашаю вас в новое путешествие, а куда – вы должны сказать сами, отгадав следующую загадку:
Все обходят это место,
Здесь земля как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги. (Болото)
– По каким признакам вы догадались? Что бы вы хотели узнать об этой местности?
– Сегодня мы с вами узнаем, как образуются болота, какие растения и животные являются их обитателями, зачем нужно охранять болота? (Видеофильм о болотах)
Вода всегда течет вниз. Потому на плоских и пониженных участках равнин образуются участки суши, в которых скапливается и застаивается вода. Часто в болота превращаются небольшие озера со стоячей водой. Они постепенно зарастают травами и мхами.
На болоте всегда сыро. Стоит только войти на болото, чувствуешь, как ноги утопают в мягкий мох. Поднимешь ногу, чтобы сделать шаг, и тут же в след набирается вода. Возьмешь в руки мох, сожмешь его, и из комка мха вытекает вода. Интересно описал болото и его жителей М.Пришвин в своей повести «Кладовая солнца».
Болота – замечательные хранилища воды, в них берут начало многие реки. Надо сказать, что из болот поступает чистейшая вода. Как вы думаете, почему? (Болота, словно огромные фильтры, очищают воду. Проходя через густые заросли мхов и трав, через толстый слой торфа, вода в болотах освобождается от пыли, вредных веществ, болезнетворных микробов.)
– А знаете ли вы, что древние болота Беларуси находятся на Полесье. Их возраст – около 11 тыс. лет. В Витебской обл. болота моложе. Они не старше 5 – 6 тыс. лет. Глубина большинства болот Беларуси в среднем составляет 1,5 – 3 метра. Но есть места глубиной до 9 метров.
Кстати, 2 февраля – всемирный день водно – болотных угодий.
Болото – это место произрастания многих видов растений и обитания многих животных. И главное растение болота я предлагаю вам отгадать:
Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох)
Практическая работа. Рассматривание через лупу мох, определение, из каких частей он состоит.
Мох – одно из самых древних растений. Вместо корней у него небольшие выросты, которыми он прикрепляется к почве. То, что кажется нам листьями, у мха на самом деле его веточки, на которых располагаются чешуйки – листья. Мхи не цветут, размножаются спорами. Круглый год мхи зеленые. Когда наступает засуха, мох – сфарнум становится белым. Но стоит пройти дождю – и он опять зазеленеет. Мох может обходиться без воды несколько лет. Даже мох из гербария можно оживить, «напоив» его водой.
– Как вы думаете, где можно использовать мох?(При строительстве закладывают между бревнами. Во время войны использовали мох вместо бинтов и ваты)
_ С другими жителями болота я предлагаю познакомиться самостоятельно. Задание по группам:
«Белочки» готовят сообщение о растениях, а «Зайчики» готовятся рассказать о животных.
– Ребята, посмотрите внимательно на болотных птиц и подумайте, как они приспособились к болотной среде обитания? (Длинные ноги, хорошие длинные клювы, все хорошо летают)
– На болоте растет очень полезная ягода – клюква. Что вы о ней знаете? (В клюкве содержаться витамины С, РР, В1, В2, каротин, лимонная и др. полезные кислоты. Клюквенный морс пьют при воспалительных заболеваниях и высокой температуре. Он утоляет жажду и снижает температуру. При простудах, ангине, ревматизме очень полезна клюква с медом. Из клюквы делают паcтилу, начинку для конфет, готовят квас, разные напитки, варенье. Клюква может долго храниться.
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Игра «Обитатели болот».
– Я называю вам растения и животные, а вы хлопаете, если они обитатели болот.
(Клюква, медведь, малина, кулик, цапля, черника, морошка, ворона, лягушка, смородина, комар, мох – сфагнум, синица, аист, голубика, журавль, камыш, гадюка)
Игра «Пищевые цепи».
(На доске карточки со словами, из которых дети выстраивают цепи питания. Лягушка, комар, аист, слепень, росянка)
– Ребята, давайте подумаем, можем ли мы нарушить эту взаимосвязь?
– Что произойдет, если из цепи питания убрать всех насекомых?
– Как же живут все обитатели болот? (Сообща)
– Какой вывод можем сделать? (Болото – это природное сообщество, которое нарушать нельзя)
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, рефлексия
– Надо ли охранять болота? Почему? (Они очищают воду, дают полезные ископаемые – торф, каменный уголь. Болото – это место жизни многих видов растений и животных.
– Закончить наш урок я хочу стивотворением:
Люби родную природу –
Болота, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
Здесь мы с тобой родились,
Живем мы с тобой на ней.
Так будем же, люди, все вместе
К земле относиться добрей.
6.Оценивание команд и каждого игрока
С ЗИМОЙ
Однажды зимой мы пошли в лес. В густом сосновом лесу было тихо. Все было покрыто белым блестящим снегом. В холодном, свежем воздухе носились мелкие белые пушинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В этом сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась страшным чудовищем. В дремучем лесу не было ни души, ни следа. Мы долго любовались чудным зимним видом леса. ( По И.Кореневу)
ВЕСНОЙ В ЛЕСУ
Раннее майское утро. Воздух легкий и чистый. Яркое солнце золотит деревья. Блестят молодые листочки берез и осин. Цветет душистая черемуха. А как пахнут ели и сосны!
Лесная полянка пестреет цветами. Синеют колокольчики. Белеют ландыши. Из травы глядит белый глазок земляники. Над цветами жужжат пчелы. Они пьют сладкий цветочный сок. Весело распевают птицы.
ОКТЯБРЬ
Осень пришла в лес. Листья раскрасились в яркие цвета. Лес был очень красив.
Подули сердитые ветры. Они срывали желтые, красные, бурые листья с веток, носили их по воздуху и швыряли на землю.
Скоро лес поредел. Ветки стали голыми. Земля под деревьями покрылась разноцветными листьями. (По В.Бианки)
Спасибо что вы мне помогли!