ЧЕЛОВЕК И МИР класс

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:1 комментарий

ТЕМА: РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ БОЛОТ. ЗНАЧЕНИЕ БОЛОТ В ПРИРОДЕ.

Разработала Корсак В.Е.

ЦЕЛИ: формировать у школьников представление о болоте как территории с постоянным излишним увлажнением и специфической растительностью; дать представление о растениях  и животных болота,  их разнообразии, приспособленности к условиям жизни; содействовать осознанию учащимися роли болот в природе; воспитывать гуманное отношение ко всему живому, любовь к родному краю

ХОД УРОКА:          

1.ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА

Чтоб сегодня наш урок

Всем ребятам пошел впрок,

Постарайся все понять,

Слушать, думать и вникать!

 

2. ПРОВЕРКА ДОМ. ЗАДАНИЯ

– Отгадайте загадку:

Я высок и могуч,

Достаю почти до туч,

Укрываю всех зверей я,

Грибов и ягод не жалею, У меня много чудес.

Я зеленый друг ваш – …(лес).

 

Проверить свои знания о лесе я предлагаю викториной, разделившись на 2 команды:

«Белочки» и «Зайчики». За каждый правильный ответ вы приносите команде 1 очко, за дополнение тоже можно заработать 1 очко. И так, слушаем.

Викторина «Знатоки природы».

  1. В каком лесу нет листьев?
  2. Чем отличается береза от других деревьев?
  3. Почему листья с верхушек деревьев опадают последними?
  4. У каких растений нет корней, листьев, цветов?
  5. Для чего цветам запах и цвет?
  6. Почему шиповник имеет такое название?
  7. Растет ли дерево зимой?
  8. Какое ядовитое растение носит название птичьего глаза?
  9. Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели – нет?
  10. Какие ягоды созревают в лесу первыми?
  11. Как по пню срезанного дерева определить, сколько ему лет?
  12. Листья какого дерева нужно приложить к ране, если вы натерли ногу?
  13. Почему погибнет лес, если вырубить все старые деревья?
  14. Как приспособились растения леса к совместному проживанию?
  15. Почему животный мир лесов богат и разнообразен?
  16. Какой зверь, если бы проводился конкурс профессий, был бы признан лучшим лесорубом?
  17. Детеныши какого зверя могут питаться молоком чужой матери?
  18. Какой ночной хищник в лесу издает звуки, похожие на хохот?
  19. Какую птицу древние греки называли птицей мудрости?
  20. У какой птицы жесткий хвост?
  21. Какая из птиц наших лесов самая маленькая?
  22. 22.   Какая птица в момент опасности прикидывается «тряпочкой»? (удод) Что вы еще знаете об удоде? (более подробно о ней мы узнаем из презентации)

 Удод назван птицей 2013 года.

 

– А сейчас я предлагаю вам прочитать высказывание известного космонавта Л.Леонова и догадаться о чем он говорит:

«Давно пора бы воздать хвалу, какой заслуживает этот милый дед, старинный приятель нашего детства, насмерть стоящий воин и  безотказный поставщик сырья, кормилец рек и хранитель урожаев». (лес).

– Что за милый дед, которого надо хвалить? Давайте теперь определим, какое значение имеет лес в нашей жизни? ( с опорой на цитату). (Дети называют полезные стороны леса, на доску вывешиваются соответствующие карточки).

– Какой главный вывод мы можем сделать о лесе? ( Лес – важнейшее природное богатство). О лесе написано много хороших слов писателями и поэтами. Послушаем ребят.

ЛЕС ЗИМОЙ
   Однажды зимой мы пошли в лес. В густом сосновом лесу было тихо. Все было покрыто белым блестящим снегом. В холодном, свежем воздухе носились мелкие белые пушинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В этом сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась страшным чудовищем. В дремучем лесу не было ни души, ни следа. Мы долго любовались чудным зимним видом леса. ( По И.Кореневу)

ВЕСНОЙ В ЛЕСУ

     Раннее майское утро. Воздух легкий и чистый. Яркое солнце золотит деревья. Блестят молодые листочки берез и осин. Цветет душистая черемуха. А как пахнут ели и сосны!

Лесная полянка пестреет цветами. Синеют колокольчики. Белеют ландыши. Из травы глядит белый глазок земляники. Над цветами жужжат пчелы. Они пьют сладкий цветочный сок. Весело распевают птицы.

ОКТЯБРЬ
Осень пришла в лес. Листья раскрасились в яркие цвета. Лес был очень красив.

     Подули сердитые ветры. Они срывали желтые, красные, бурые листья с веток, носили их по воздуху и швыряли на землю.

Скоро лес поредел. Ветки стали голыми. Земля под деревьями покрылась разноцветными листьями. (По В.Бианки)

 

– В заключение нашего разговора о лесе, предлагаю командам собрать рассыпавшуюся пословицу: (Много леса – не губи, мало леса – береги, нету леса – посади)

 

3. НОВЫЙ МАТЕРИАЛ

– Сегодня я приглашаю вас в новое  путешествие, а куда – вы должны сказать сами, отгадав следующую загадку:

Все обходят это место,

Здесь земля как будто тесто;

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги. (Болото)

– По каким признакам вы догадались? Что бы вы хотели узнать об этой местности?

– Сегодня мы с вами узнаем, как образуются болота, какие растения и животные являются их обитателями, зачем нужно охранять болота? (Видеофильм о болотах)

 

Вода всегда течет вниз. Потому на плоских и пониженных участках равнин образуются участки суши, в которых скапливается и застаивается вода. Часто в болота превращаются небольшие озера со стоячей водой. Они постепенно зарастают травами и мхами.

На болоте всегда сыро. Стоит только войти на  болото, чувствуешь, как ноги утопают в мягкий мох. Поднимешь ногу, чтобы сделать шаг, и тут же в след набирается вода. Возьмешь в руки мох, сожмешь его, и из комка мха вытекает вода. Интересно описал болото и его жителей М.Пришвин в своей повести «Кладовая солнца».

Болота – замечательные хранилища воды, в них берут начало многие реки. Надо сказать, что из болот поступает чистейшая вода. Как вы думаете, почему? (Болота, словно огромные фильтры, очищают воду. Проходя через густые заросли мхов и трав, через толстый слой торфа, вода в болотах освобождается от пыли, вредных веществ, болезнетворных микробов.)

– А знаете ли вы, что древние болота Беларуси находятся на Полесье. Их возраст – около 11 тыс. лет. В Витебской обл. болота моложе. Они не старше 5 – 6 тыс. лет. Глубина большинства болот Беларуси в среднем составляет 1,5 – 3 метра. Но есть места глубиной до 9 метров.

Кстати, 2 февраля – всемирный день водно – болотных угодий.

Болото – это место произрастания  многих видов растений и обитания многих  животных. И главное растение болота я предлагаю вам отгадать:

Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох)

Практическая работа. Рассматривание через лупу мох, определение, из каких частей он состоит.

Мох – одно из самых древних растений. Вместо корней у него небольшие выросты, которыми он прикрепляется к почве. То, что кажется нам листьями, у мха на самом деле его веточки, на которых располагаются чешуйки – листья. Мхи не цветут, размножаются спорами. Круглый год мхи зеленые. Когда наступает засуха, мох – сфарнум становится белым. Но стоит пройти дождю – и он опять зазеленеет. Мох может обходиться без воды несколько лет. Даже мох из гербария можно оживить, «напоив» его водой.

– Как вы думаете, где можно использовать мох?(При строительстве закладывают между бревнами. Во время войны использовали мох вместо бинтов и ваты)

_ С другими жителями болота я предлагаю познакомиться самостоятельно. Задание по группам:

«Белочки» готовят сообщение о растениях, а «Зайчики» готовятся рассказать о животных.

– Ребята, посмотрите внимательно на болотных птиц и подумайте, как они приспособились к болотной среде обитания? (Длинные ноги, хорошие длинные клювы, все хорошо летают)

 

– На болоте растет очень полезная ягода – клюква. Что вы о ней знаете? (В клюкве содержаться витамины С, РР, В1, В2, каротин, лимонная и др. полезные кислоты. Клюквенный морс пьют при воспалительных заболеваниях и высокой температуре. Он утоляет жажду и снижает температуру. При простудах, ангине, ревматизме очень полезна клюква с медом. Из клюквы делают паcтилу, начинку для конфет, готовят квас, разные напитки, варенье. Клюква может долго храниться.

 

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Игра «Обитатели болот».

– Я называю вам растения и животные, а вы хлопаете, если они обитатели болот.

(Клюква, медведь, малина, кулик, цапля, черника, морошка, ворона, лягушка, смородина, комар, мох – сфагнум, синица, аист, голубика, журавль, камыш, гадюка)

Игра «Пищевые цепи».

(На доске карточки со словами, из которых дети выстраивают цепи питания. Лягушка, комар, аист, слепень, росянка)

– Ребята, давайте подумаем, можем ли мы нарушить эту взаимосвязь?

– Что произойдет, если из цепи питания убрать всех насекомых?

– Как же живут все обитатели болот? (Сообща)

– Какой вывод можем сделать? (Болото – это природное сообщество, которое нарушать нельзя)

 

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, рефлексия

– Надо ли охранять болота? Почему? (Они очищают воду, дают полезные ископаемые – торф, каменный уголь. Болото – это место жизни многих видов растений и животных.

– Закончить наш урок я хочу стивотворением:

Люби родную природу –

Болота, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

Здесь мы с тобой родились,

Живем мы с тобой на ней.

Так будем же, люди, все вместе

К земле относиться добрей.

 

6.Оценивание команд и каждого игрока

 
С ЗИМОЙ
   Однажды зимой мы пошли в лес. В густом сосновом лесу было тихо. Все было покрыто белым блестящим снегом. В холодном, свежем воздухе носились мелкие белые пушинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В этом сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась страшным чудовищем. В дремучем лесу не было ни души, ни следа. Мы долго любовались чудным зимним видом леса. ( По И.Кореневу)

 

ВЕСНОЙ В ЛЕСУ

     Раннее майское утро. Воздух легкий и чистый. Яркое солнце золотит деревья. Блестят молодые листочки берез и осин. Цветет душистая черемуха. А как пахнут ели и сосны!

Лесная полянка пестреет цветами. Синеют колокольчики. Белеют ландыши. Из травы глядит белый глазок земляники. Над цветами жужжат пчелы. Они пьют сладкий цветочный сок. Весело распевают птицы.

 

 

ОКТЯБРЬ
Осень пришла в лес. Листья раскрасились в яркие цвета. Лес был очень красив.

Подули сердитые ветры. Они срывали желтые, красные, бурые листья с веток, носили их по воздуху и швыряли на землю.

Скоро лес поредел. Ветки стали голыми. Земля под деревьями покрылась разноцветными листьями. (По В.Бианки)

У этой записи один комментарий

  1. Оля

    Спасибо что вы мне помогли!

Добавить комментарий