Час общения «Знай и соблюдай!»

Задачи:

1.познакомить учащихся с разными аспектами последствий правонарушений, с точки зрения закона и с точки зрения морали;

  1. формировать умения учащихся выбирать правильную позицию и уметь ее отстоять;
  2. способствовать воспитанию законопослушного гражданина;

Участники:9 класс

Ход мероприятия:

Один молодой воин пришел к мудрому пожилому человеку и спросил его: «О, мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами и адом?» Мудрец на мгновение задумался и ответил: «Ты глупый молодой дурак. Как человек, подобный тебе, может понять такое? Ты слишком невежествен». Услышав такое, молодой воин рассвирепел. «Да за такие слова я готов убить тебя!» – закричал он и выхватил меч из ножен, чтобы покарать мудреца. В это же мгновение мудрец сказал: «Вот это и есть ад». После этих слов молодой воин вложил меч в ножны. «А вот это и есть небеса»,– заметил старец»

О чем эта притча? О нас с вами… Каждый из нас, проживая среди людей, совершает поступки с целью доказать свою правоту или занять свое место в обществе

В современном мире у молодого поколения есть множество возможностей для своего духовного и физического развития – музыкальные и художественные школы, молодежные театральные студии, огромные стадионы и современные ледовые дворцы. Но случается так, что подросток  не всегда проводит свободное время с пользой для себя, а бывает, что  проводит его  и во вред самому себе. Давайте сегодня попробуем  найти  ответы на вопросы:

– Что  же такое правонарушение?

– Несет ли подросток ответственность правонарушения?

– Как не допустить неправильного поступка в своей жизни?

Часто можно  услышать, что подростковый возраст (14-16 лет) сложный. Это чуть ли не самый активный период  жизни человека. Взрослеющему человеку, чувствующему приток физических сил, кажется, что он может все. Однако недостаток жизненного опыта, незнание уголовных законов, а часто и просто неумение себя контролировать приводят порой к печальным последствиям. К сожалению, факты говорят о том, что ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК).

Так что же такое правонарушение? Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков.

С 14 лет наступает ответственность за следующие правонарушения:

  • Причинение смерти по неосторожности
  • Причинение тяжкого телесного повреждения
  • Похищение человека
  • Кражу
  • Разбой
  • Вымогательство
  • Хулиганство

С 16 лет наступает ответственность за все виды нарушения закона.

Некоторые подростки рассматривают свои проступки как проявление обыкновенной шалости. «Подумаешь, какие мелочи – разбил стекло, выругался нецензурной бранью, сделал непристойную надпись на парте, сломал дерево», – говорят они, когда приходится отвечать за содеянное. Нет, это не шалости, не мелочи.

Стоит только задуматься о последствиях  таких проступков и станет понятным, что в результате их несет материальный ущерб государство, морально или физически страдают  другие люди, и что самое главное, сам правонарушитель оказывается у опасной черты в нравственном развитии, за которой – преступление. Любой человек, и пожилой, и молодой, и подросток в ответе за себя, за свои слова и за свои действия.

Давайте рассмотрим,  какие виды ответственности существуют и наказания для несовершеннолетних согласно УК РБ.

1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность

наступает с 14 лет

  1. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушениям относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности, мелкое хулиганство, появление в нетрезвом виде в общественных местах, грубое поведение в общественных местах. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет.  Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
  2. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул школы  без уважительной причины.
  3. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
  4. Порвал учебник одноклассника(Г)
  5. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)
  6. Избил одноклассника (У)
  7. Совершил кражу мобильного телефона (У)
  8. Совершил прогул в школе (Д)
  9. Переходил дорогу в неположенном месте  (А)
  10. Разбил мячом окно (Г)
  11. Нецензурно выражался в общественном месте  (А)

 

Давайте рассмотрим примеры из жизни. Попробуйте определить, является ли это административным  правонарушение, и какое наказание за этим последует.

 

№1. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих. Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание можно ожидать?

С 16 лет. Административная.  Предупреждение, исправительные работы.

 

№2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?

Предупреждение в первый раз. Во второй раз задержание.

 

№3 Подросток Коля ,13 лет, смастерил самодельное взрывчатое устройство, которое он решил испытать, зажёг спичку, искра попала не на фитиль, а на взрывчатое вещество, как следствие открытый перелом кисти, множественные ранения тела, химический ожёг тела. Является ли это административным преступлением?

Изготовление самодельных взрывных устройств административная ответственность, возложен штраф на родителей

(ненадлежащее воспитание ребёнка)

 

№4 Группа подростков после пикника в лесу оставила бытовые отходы. Какие правовые последствия ожидаю их?

Нарушение требований санитарных правил в лесах, наложение административного штрафа.

 

№5 Трое учеников 8 класса в выходной день собрались на дискотеку. По дороге зашли в магазин и купили бутылку пива, в аллее, напротив школы они её распили. Можно ли их поступок отнести к административному правонарушению?

Распитие несовершеннолетними алкогольных напитков в общественных местах, штраф на родителей.

 

№6  Группа подростков в возрасте 14 лет поджигали почтовые ящики, разбили лампочки на столбах. Могут ли они быть привлечены к административной ответственности.

С 14 лет. Порча имущества штраф.

 

Давайте вместе разберёмся, какие же причины приводят к правонарушениям.

-пренебрежительное отношение к учебе

-стремление к примитивному времяпровождению.

-жадность ;

социальная незащищенность;

-низкий материальный уровень жизни населения.

-низкий уровень правовой культуры граждан.  Алкоголизм и наркомания

Правонарушения имеют серьезные последствия, как для общества, так и для личности подростка и его родителей. Воспитать законопослушного человека очень непросто в наше время.

Как же не допустить правонарушение?

  1. Веди себя так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
  2. Организация свободного времени отдыха (посещение кружков, секций, занятие любимым делом)
  3. Не общаться с сомнительными компаниями (пояснение с какими компаниями и почему)
  4. Если что-то произошло обязательно рассказать об этом взрослым
  5. Помнить, что за все свои поступки всегда будет ответственность

Подростковый период – испытание, данное каждому человеку. Представляете, сколько людей проходило этим путем до вас? Более 100 миллиардов! Этот жизненный опыт нельзя передать другому.  К сожалению, каждый подросток начинает свой путь снова. Только развивая самостоятельное мышление, анализируя причины событий, поведение и поступки людей в разных жизненных ситуациях, вы научитесь делать свой выбор и сможете избежать многих ошибок. Да, действительно, отрицательное влияние на подростков может быть сильным, обстановка в семье – невыносимой, но все-таки, в конечном итоге выбирает, как себя вести сам подросток. Никто не имеет права снять с него ответственность за его поступки.

Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, вы будете совершать только хорошие поступки. Удачи вам!

 

 

Час общения «Знай и соблюдай!»

Час общения «Знай и соблюдай!»

 

 

 

 

 

Добавить комментарий