Тема урока: Быт и нравы помещиков в повести А.Пушкина «Дубровский».
Родительские заботы помещика Троекурова
(учитель Кравчук Алёна Николаевна)
Цели урока: рассмотреть изображение быта и нравов поместного дворянства в повести; показать произвол отца и бесправие дочери; развивать умение сравнивать героев, сопоставлять их поведение, характер; вызвать сочувствие к Маше; воспитывать чувство сострадания и уважения к чувствам других людей.
Оборудование: карта-схема поместья Троекурова с иллюстрациями Д. Шмаринова, рисунки с костюмами 19 века, работы Наполеона Орды с изображениями усадеб белорусских дворян, копия картины В. Пукирева «Неравный брак».
Ход урока:
1. Слово учителя.
Художественная литература, подобно фантастической машине времени, переносит читателя то в неизвестное будущее, то в далёкое прошлое. Так, повесть Пушкина «Дубровский» даёт нам уникальную возможность вернуться почти на 200 лет назад и понаблюдать за бытом помещиков и нравами, царившими в помещичьих усадьбах. Как жили поместные дворяне, чем занимались, какие у них были развлечения, интересы, как складывались семейные отношения – на все эти вопросы мы можем найти ответы в повести А. Пушкина. Именно этим вопросам мы и посвятим сегодняшний урок, тема которого «Быт и нравы помещиков в повести А.Пушкина «Дубровский». Родительские заботы помещика Троекурова».
2. Проверка домашнего задания. Тест по прочитанным дома главам.
3. Работа по теме урока. Давайте сейчас совершим прогулку по усадьбе Кирилы Петровича Троекурова Покровскому.
- Заочная экскурсия по усадьбе Троекурова (проводит подготовленный ученик) с использованием карты-схемы поместья.
- Дворянским усадьбам посвящён целый ряд работ нашего земляка, уроженца нынешнего Ивановского района, Наполеона Орды, 205-летие которого недавно отмечалось. Перед вами графические работы с изображением усадьбы Швыковских в Пружанах, Костюшко в Коссово, Мицкевича в Новогрудке. На них мы видим дома, окружённые парком, невдалеке виднеются хозяйственные постройки.
- Почти каждый древний дворянский род имел свой герб, отражавший традиции семьи, её заслуги перед Отечеством. Каким мог бы быть герб помещика Троекурова?
- Выступление учащегося «Герб помещика Троекурова»
- Расскажите, какие забавы мог предложить Кирила Петрович своим гостям? Чем особо гордился?
- Многие критики считают, что прототипом Троекурова явился генерал Лев Измайлов. И был этот генерал Лев Дмитриевич Измайлов ещё более жестоким, чем пушкинский Троекуров. Он держал у себя дома гарем, обожал закупоривать своих собутыльников в бочки, а провинившихся слуг закрывал в комнате с диким медведем. В общем, зверствовал, сколько хватало фантазии.
- Какие выводы на основании повести вы можете сделать о жизни помещика Троекурова? (краткие ответы по цепочке)
Физкультминутка. Представим, что мы в гостях у Троекурова. Входим в дом; раскланиваемся друг с другом, девочки делают реверанс; рассматриваем всё вокруг; поднимаем головы вверх, чтобы рассмотреть высокие потолки; гладим рукой собак, которых, как известно, любил Троекуров; моем руки перед ужином; усаживаемся за столы. (Учащиеся повторяют движения)
4. Таков Троекуров по отношению к окружающим. Он настолько богат и знатен, что считает себя значительно выше других. Его власть над соседями и знакомыми очевидна.
- А каков Кирилла Петрович по отношению к своим близким людям? Нам известно, что вдовец Троекуров сам воспитывает дочь и сына. Каков он отец? Можно ли назвать его заботливым отцом?
- Сочинение-миниатюра «Троекуров – заботливый отец» (2-3 ученика зачитывают свои домашние работы)
- Какой вывод можно сделать из ваших работ? ( Троекуров властвует не только над чужими ему людьми, но и над своими близкими).
5. О каких переменах « в семейном быту Кирилы Петровича» идёт рассказ в 13-ой и последующих главах?
- Какое отношение к нашей повести имеет, на ваш взгляд, картина Василия Владимировича Пукирева «Неравный брак»?
- Почему Троекуров без раздумья принимает сватовство князя Верейского и даёт согласие на замужество своей дочери, несмотря на то, что жених значительно старше невесты?
- Можно ли расценить этот поступок как заботу о счастье своей дочери?
- Как Маша восприняла это известие? (подготовленный рассказ от лица Маши)
- Какую помощь предлагает Дубровский Марье Кирилловне?
- Почему Маша отказалась от помощи Дубровского? Можно ли сказать, что её воспитание не позволило ей довериться Владимиру?
- Маша, перепробовав все средства, наконец решается написать письмо жениху, чем только злит отца и приближает час свадьбы.
- Инсценировка сцены разговора Троекурова с Машей о свадьбе. (глава 16)
- Какие чувства вызывает у вас этот эпизод? Что хотели бы вы сказать нашим героям? (учащиеся отвечают по цепочке)
6. К сожалению, история, описанная в повести, не была исключением во времена Пушкина. Неравный брак, или мезальянс, ни у кого не вызывал удивления. Мы сочувствуем бедной девушке и желаем ей счастья. Чем же закончится повесть, удастся ли Дубровскому помочь Маше – об этом узнаете, дочитав произведение до конца.
7. Домашнее задание: дочитать повесть, вопросы 4, 5 (стр. 241)
8. Рефлексия:
На партах лежат рыбки трёх цветов: жёлтого, белого и зелёного. Если урок прошёл интересно и был вам полезен, в пруд на карте «опускаем» (приклеиваем) жёлтую рыбку; если вам было скучно и неинтересно, в пруд «отправится» зелёная рыбка; если вам безразлично происходившее на уроке, «отпустите в воду» белую рыбку. (Учащиеся, покидая кабинет, оставляют рыбок на схеме-карте поместья Троекурова).
Тест для проверки домашнего чтения:
Выберите правильный вариант:
1. В записке, переданной Дубровским Маше, было написано: «Будьте сегодня в семь часов…
A. В беседке у ручья
B. В саду у пруда
C. Во флигеле в саду
2. Дубровский сказал Маше, что отказался от мести Троекурову потому, что…
A. Время лечит
B. Ни единое существо, связанное с ней узами крови, не подлежит проклятию
C. Над Дубровским нависла опасность и ему необходимо скрыться
3. В 30-ти верстах от Покровского находилось богатое поместье князя…
A. Пиренейского
B. Верейского
C. Веретейского
4. Новый сосед Троекуровых, приехав в гости к Кириле Петровичу, посетил псарню и…
A. Зажав нос, выскочил на улицу
B. Стал восхищаться увиденным
C. Похвастался собственной псарней
5. Когда князь попросил у Троекурова руки его дочери, тот…
A. Согласился, не спросив Машу
B. Обещался подумать
C. Решил спросить согласия у Маши
6. Маша сообщила о готовящейся свадьбе Дубровскому и сказала, что…
A. Дубровский должен ей помочь избавиться от князя
B. Постарается еще раз упросить отца передумать
C. Уходит в монастырь
7. Уходя, Дубровский оставляет Маше…
A. Брошь
B. Цепочку
C. Кольцо
8. Князь, прочитав письмо Маши о нежелании выходить за него замуж,…
A. Был тронут и решил переговорить с Машей
B. Отказался от женитьбы
C. Отдал это письмо ее отцу и попросил ускорить свадьбу
9. Кирила Петрович выслушал мольбы дочери и…
A. Стал уговаривать согласиться выйти замуж за князя
B. Поддался уговорам дочери и отменил свадьбу
C. Запер ее в комнате до самой свадьбы