Краски и звуки зимы в стихотворении Н. А.Некрасова «Не ветер бушует над бором»

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

Тема урока: Краски и звуки зимы в стихотворении Н.А.Некрасова «Не ветер бушует над бором»  ( 5 класс)

Учитель Кравчук Алёна Николаевна

Цели урока:

1.      Учить разбираться в звуковом строе лирического произведения, чувствовать величие и сказочное могущество Мороза-воеводы;

2.      Развивать навыки анализа лирического произведения;

3.      Создать условия для развития ценностного отношения к природе.

Оборудование урока: репродукции пейзажей русских художников; диск с записанными звуками ветра и вьюги; раздаточный материал « Снежинки», цветные «снежки» для рефлексии.

Ход урока:

1.      Организационный момент.

2.      Вступительное слово учителя.

За окном зима намела пушистые сугробы. Под тёплой шубой спят травы и кусты. Над миром простирается царство Мороза. А нам с вами тепло и уютно, и не страшен нам мороз с его льдами и метелями. Нам хорошо знаком с раннего детства этот старик – Дед Мороз. О нём мы читали в сказках, ему мы писали письма с просьбами о подарках, его ругали по пути в школу, когда замерзали в руки и ноги.

3.      Проверка творческого домашнего задания.

Ребята, каким вам представляется Дед Мороз? Каким вы изобразили его на своих рисунках? Дайте характеристику внутреннего мира героя. Что можно сказать о его характере?

( 3-4 выступления по рисункам)

Где у нас, в Беларуси, живёт Дед Мороз?  Кто из вас был в резиденции Деда Мороза? Каким вы увидели Деда Мороза?

( заочная экскурсия по резиденции Деда Мороза)

4.      Работа с текстом произведения Некрасова.

1.       В русской литературе тоже есть произведения,  героем  которых является этот волшебный старик. Чуть позже вы познакомитесь со сказкой «Снегурочка»         Островского. А сегодня мы прочитаем  отрывок из поэмы Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос». Как изображён Мороз у Некрасова? Какие художественные средства использует автор для создания образа – это вопросы сегодняшнего урока.

2.       Послушайте отрывок из поэмы, представьте картины, которые нарисовал поэт.

( чтение стихотворения учителем под звуки ветра)

3.       Что нарисовало ваше воображение? Какими красками вы могли бы пользоваться в своей работе, если бы действительно рисовали зимнюю картину? Всегда ли зима белая? Рассмотрите фото на доске.

 Каким термином мы можем назвать  наши описания? Найдите его на доске.

Ветер – помощник Мороза, поэтому для физкультминутки мы выберем стихотворение о ветре.

Физкультминутка « Ветер дует нам в лицо»

 

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.

Раз, два – выше голова.

Три, четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо присесть.

Семь, восемь – тень отбросим.

Ветер –  буйный удалец.

Ну, а сказочке – конец.

 

4.       Вернёмся к теме нашего урока. Каким изображает Мороза Некрасов? Чем отличается ваше описание Деда Мороза от представления о нём автора?

Кто такой воевода?

 

 

 

 

На доске:

Воевода – в Древней Руси начальник войска, а также области.

Дозор – обход для осмотра.

Палица – тяжёлая дубина с утолщённым концом ( старинное оружие).

Расскажите, опираясь на текст, что входит в обязанности Мороза, Красного носа. Как он это делает?

                      Какими словами автор передаёт могущество хозяина зимнего леса?

Озвучьте картину, изображённую в стихотворении. Какие звуки зимы  вы услышали в стихотворении?

5.       Какие художественные средства выразительности использованы в отрывке для изображения зимнего пейзажа?

                      На доске: Художественное определение –                                                        олицетворение

                   Скрытое сравнение –                                                                              метафора

                   Изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых  – эпитет

( соединить стрелками)

6.       Работа в парах.

Найдите в тексте стихотворения эпитеты и олицетворения, запишите их на снежинках, лежащих перед вами.

7.       Проверка работ.

Метафору отыскать сложнее. Ребята, попробуйте найти в стихотворении примеры метафор.

 

5.       Творческая работа учащихся.

        А теперь я вам попробовать выступить в роли поэтов.

               На доске опорные слова. Используя их, попробуйте сочинить стихотворение « Дед Мороз»

 

                      … зимние шали

                      … просторы земли

                      … примчались

                      … замели.

                      … хозяин метели

                      … мешком

                      … веточка ели

                      … белым снежком

 

               Какие художественные средства вы при этом  использовали?

6.        Подведение итогов урока.

7.      Рефлексия. Перед вами цветные «снежки»: розовые, голубые и белые. Поднимите розовые, если на уроке вам всё понравилось, если было комфортно. Голубые – если урок вам не понравился, вы чувствовали себя на нём неуютно. Белые «снежки» скажут нам о том, что вам безразлично то, что  происходило на уроке.

8.      Домашнее задание: прочитать статью « О пейзажной лирике» и ответить на вопросы на стр. 43.

Добавить комментарий