Тема урока: « А может, не было войны?»
( урок-проект)
Учитель Кравчук Алёна Николаевна
Цели урока: расширить знания о поэтах-фронтовиках и их творчестве; развивать монологическую речь учащихся; воспитывать чувство моральной ответственности каждого за происходящее в мире; создать условия для развития интереса к истории и искусству.
Оборудование урока: выставка книг поэтов-фронтовиков; презентация « Картины Михаила Савицкого»; записи военных песен.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя.
А может, не было войны?
И людям всё это приснилось:
Опустошённая земля,
Расстрелы и концлагеря,
Хатынь и братские могилы?..
А может, не было войны?
И мир её себе придумал?..
…Но почему так старики
Так плачут в мае от тоски?..
Однажды ночью я подумал…
Действительно, война кажется нам такой далёкой, почти нереальной. И только седые ветераны, и только залпы салюта в День Победы, и только пожелтевшие фронтовые письма говорят об обратном: было! И ещё книги… Книги тех, кто был солдатом на той войне, кто был свидетелем. Мы уже читали стихи о войне. Сегодня давайте ещё раз вспомним знакомые имена, послушаем незнакомые стихи, поговорим о том времени и о нас.
Проект № 1 «Поэты- фронтовики» ( выступления учащихся о С.Орлове, Ю. Друниной, К.Симонове)
2. К. Симонов прошёл военным корреспондентом всю войну от Белоруссии до Берлина. Он видел весь ужас отступления и разделил со всеми радость победы. Он знал войну в лицо. В 1945 году он напишет:
Не той, что из сказок, не той, что с пелёнок,
Не той, что была по учебникам пройдена,
А той, что пылала в глазах воспалённых,
А той, что рыдала, – запомнил я родину.
И вижу её, накануне победы,
Не каменной, бронзовой, славой увенчанной,
А очи проплакавшей, идя сквозь беды,
Всё снёсшей, всё вынесшей русскою женщиной.
3. Русская женщина… Мадонна… Мать… Образ женщины-матери с ребёнком на руках стал одним из центральных образов в творчестве белорусского художника Михаила Савицкого, бывшего узника Бухенвальда, чудом оставшегося в живых. Он тоже рассказал нам о войне своими картинами.
Проект №2 «Михаил Савицкий. Тема войны в творчестве» ( с использованием презентации)
4. – Какие мысли вызвали у вас эти полотна?
Страшно смотреть на измученных людей. Страшно и больно. Но живы ещё те, кто пережил весь этот ужас. О чём рассказали ваши близкие и знакомые?
Проект №3 «И помнить страшно, и забыть нельзя» ( выступления уч-ся с воспоминаниями ветеранов)
5. Но всегда, даже в самое страшное время, людей поддерживали шутка и песня. Многие стихи, написанные в военное лихолетье, становились песнями. Представьте себе землянку, затишье между боями…
Проект №4 «Песни военных дорог» ( инсценировка песни)
6. Вы – поколение, родившееся после войны. Что для вас война?
7. Слово учителя:
Всякая жизнь дорога,
Ибо она уникальна.
И пролетают века
Быстро, светло и печально.
Светит росы серебро.
Кружит цветочная вьюга.
Делайте людям добро
И берегите друг друга!
Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «И помнить страшно, и забыть нельзя»