Литературно-музыкальная композиция,
посвященная 190-й годовщине со дня рождения Ф. М. Достоевского
Цели: дать представление о личности писателя, о значении его творчества, о полемике вокруг его произведений привитие интереса к изучению русской литературы, к работе над словом и со словом через внеклассное мероприятие, развитие творчества учащихся, обогащение их словарного запаса, воспитание чувства прекрасного ( На сцене портрет Ф.М.Достоевского, столики для ведущих и чтеца)
ВЕДУЩИЙ (1): Спросите любого европейца или американца, имеющего хотя бы приблизительное представление о русской литературе, кто из наших писателей является выразителем национального духа, и они обязательно назовут Достоевского, который разделяет первые места с Л.Н. Толстым и А.П. Чеховым среди наиболее читаемых за рубежом русских авторов.
ВЕДУЩИЙ (2): Благодаря Достоевскому не только русский человек, но и человек вообще узнал о себе немало любопытного. Он проник в такие «подвалы» и на такие «верхние этажи» национальной души, которые до него не были доступны ни для иностранцев, ни для самих русских. Творчество Достоевского – это постижение незримых прежде для нас исключительных глубин человека.
(Звучит фрагмент «Крейцеровой сонаты» Л.ван Бетховена. Выходит чтец в костюме 19 века, садится за стол и пишет письмо. Начинает читать)
ЧТЕЦ «Да, милый брат мой, ну вот, наконец, и тебе письмо моё. Поговорим, потолкуем…(Встает, берёт лист, подходит ближе к краю сцены, читает дальше.) Что мне сказать о себе… Давно я не говорил с тобою искренно. Не знаю, нахожусь ли я теперь в духе, чтобы говорить с тобою об этом Душа моя недоступна прежним бурным порывам. Всё в ней тихо, как в сердце человека, затаившего глубокую тайну; учиться, «что значит человек и жизнь», — в этом довольно успеваю я. Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком» (Ф.М. Достоевский «Письма»).
ВЕДУЩИЙ (1): Уже 18-летним юношей в письме к брату Михаилу Фёдор Достоевский чувствовал своё призвание. Всю жизнь он боролся за духовную природу человека, защищая его достоинство, личность и свободу. . Разгадывая загадку человека, Достоевский постигал тайну собственной личности, и, наоборот, свою судьбу он проецировал на судьбу своих героев, изображая их в самых различных обликах.По романам Достоевского можно изучать жизнь их создателя, так как в свои произведения Фёдор Михайлович вкладывал собственный духовный опыт.
ВЕДУЩИЙ (2): В биографических вехах Достоевского есть такие важные точки отсчёта, такие события, которые сыграли решающую роль в его жизненном и творческом становлении.
ВЕДУЩИЙ (1): Прежде всего писатель — выходец из древнего рода Достоевских, которому 510 лет. Старинные документы свидетельствуют о том, что род Достоевских берёт своё начало от Данилы Ивановича Ртищева, которому пинский князь Фёдор Иванович из рода Ярославичей пожаловал грамоту на имение Полкотичи и часть села Достоева , в Пинском повете, к северо-востоку от Пинска. Владельцы Достоева и стали именоваться Достоевскими.
ВЕДУЩИЙ (2): Отец писателя Михаил Андреевич Достоевский — лекарь Мариинской больницы для бедных. В 1819 году он женился на 19-летней дочери московского купца Марии Фёдоровне Нечаевой. Мария Фёдоровна любила поэзию, зачитывалась романами, была достаточно музыкальной. Она была умна и энергична, любила своего мужа настоящей, горячей и глубокой любовью. Её письма к нему дышат наивной преданностью, большим поэтическим настроением и отличаются тем литературным даром, который впоследствии перешёл к детям.
ВЕДУЩИЙ (1): 30 октября (по новому стилю — 11 ноября) 1821 года в семье врача Михаила Андреевича Достоевского родился второй сын. В честь одного из предков мальчика окрестили Фёдором. Большая семья московского лекаря больницы для бедных, в которой воспитывались семеро детей, была совсем не богата, а лишь очень скромно обеспечена самым необходимым и никогда не позволяла себе никаких роскошеств и излишеств. Отец писателя, строгий и требовательный к себе, был ещё строже и требовательнее к другим и прежде всего к своим детям. Он был прекрасным семьянином. . Михаил Андреевич Достоевский очень любил своих детей и умел их воспитывать. Своим стремлением к прекрасному писатель больше всего обязан своему отцу и домашнему воспитанию.
ВЕДУЩИЙ (2): Жизнь семьи Достоевских была счастливой: с нежной и любящей матерью, которой навеяны образы кротких женщин в творчестве писателя; с заботливым и требовательным отцом; с внимательной няней Алёной Фроловной, рассказывающей интересные сказки; с самым близким другом — старшим братом Мишей.
ЧТЕЦ : «Я происходил из семейства русского и благочестивого
С тех пор как я себя помню, я помню любовь ко мне родителей. Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть не с первого детства. Мне было всего лишь десять лет, когда я уже знал почти все эпизоды русской истории Карамзина
ВЕДУЩИЙ (1): Достоевский на всю жизнь сохранил добрую память о своём детстве, и — что особенно важно — эта память отразилась в его творчестве. За три года до смерти, начав создавать свой последний гениальный роман «Братья Карамазовы», автор вложил в биографию старца Зосимы отголоски своих собственных впечатлений… ЧТЕЦ : «Из дома родительского вынес я лишь драгоценные воспоминания, ибо нет драгоценнее воспоминаний у человека, как от первого детства его в доме родительском.» ( Музыка. П.И.Чайковский)
ВЕДУЩИЙ (2): Но вскоре в беззаботное детство одна за другой ворвались трагедии: смерть матери, дуэль кумира семьи Пушкина, смерть отца… Гибель Пушкина шестнадцатилетним Федей была воспринята как личное горе. Андрей Михайлович писал: «Брат Федя в разговорах со старшим братом несколько раз повторял, что ежели бы у нас не было семейного траура (умерла мать — Мария Фёдоровна), то он просил бы позволения отца носить траур по Пушкину».
ВЕДУЩИЙ (1): Отец решил определить Фёдора в Главное инженерное училище в Петербурге. 28 января 1838 года Фёдор Достоевский был зачислен в училище и перебрался в Инженерный замок, в котором оно располагалось. Юный Достоевский вдруг остался совершенно один, без всякой поддержки и опоры, в мрачном Михайловском замке.
ВЕДУЩИЙ (2): Впервые Достоевский оказался лицом к лицу с враждебной действительностью, которая его глубоко разочаровала. Из дружной, любящей семьи Фёдор попал в военное учебное заведение, где новичков, или «рябцов», как их там называли, нередко истязали воспитанники старших классов. Военная служба тяготила будущего писателя. Об этом красноречиво говорят его письма брату Михаилу…
ЧТЕЦ : «Пять смотров великого князя измучили нас. Мы были на разводах, в манежах вместе с гвардиею маршировали церемониальным маршем, делали эволюции, и перед всяким смотром нас мучили в роте на ученьи… Не с кем слова молвить, да и некогда, такое зубренье, что и боже упаси, никогда такого не было. Из нас жилы тянут, милый мой…» (Ф.М. Достоевский «Письма»
ВЕДУЩИЙ (1): В 1839 году умер отец После смерти отца жизнь Достоевского в училище становилась мучительнее с каждым днём. Одинокий и мечтательный, оставшийся в 18 лет сиротой, он жестоко страдал от контраста между счастливым детством и новой, казённой и равнодушной обстановкой. То, что его волновало, не находило отклика в Инженерном училище. Фёдор Достоевский мечтал о творчестве, литературе и свободе; военная карьера его совсем не прельщала. Главное — литература и свобода, служение своему художественному дару, который он уже ощущал в себе.
19 октября 1844 года подпоручик Фёдор Достоевский вышел в отставку.
ВЕДУЩИЙ (2): Май 1845 года. Самый торжественный момент в жизни Достоевского — рождение его как писателя — произошёл в петербургские белые ночи и получил благословение Н.А. Некрасова и В.Г. Белинского.
Три раза переделывает Достоевский роман «Бедные люди». Это не только поиски подходящей, совершенной художественной формы, но и свидетельство напряжённой духовной работы, серьёзного изменения в его мироощущении. Писатель сообщает, что в течение 1843—1845 годов он как бы заново родился. Достоевский жил в мечтах, «в воспалённых грёзах», чуждый действительности, и вдруг озарение… …Глубоко разорвала мне сердце их грустная история”, – признавался сам автор, рассказавший о любви нищего, стареющего титулярного советника, честного и чистого, к оскорбленной и грустной девушке-сироте.
ВЕДУЩИЙ (1): Душевно чуток и благороден Макар Девушкин – бедный человек, но Человек. Это маленький человек в социальном смысле, но отнюдь не в нравственном. И письма, которые дышат искренней большой любовью, самоотверженностью, чувством человеческого достоинства, – яркое тому подтверждение. (Шуман «Грёзы» )
Сцена из “Бедных людей”
Чтение письма Девушкина от 11 сентября. (Герои сидят в разных углах сцены за столами, пишут письма. На столах – свечи, письма, пяльцы.) Каждое письмо делится на части и читается поочередно героями по частям, что воспринимается как диалог.
ВЕДУЩИЙ (2) И хотя начало литературного пути было блистательным, непонимание началось уже со второго произведения — «Двойник». Белинский доказывал, что «Двойник» носит на себе отпечаток таланта сильного, но ещё молодого и неопытного: отсюда все его недостатки и все его достоинства. Отзыв был вполне благожелательный, но мнительного Достоевского он привёл в полное уныние.
(Чайковский «Времена года»)
ВЕДУЩИЙ (1): Одиночество, непонимание и мечты. Собственная биография писателя помогла найти новую, всю жизнь волновавшую его художественную тему — мечтательство. Образ мечтателя становится одним из центральных в творчестве молодого писателя. В романе «Белые ночи» образ мечтателя автобиографичен: за ним стоит сам Достоевский.
ВЕДУЩИЙ (2): «Белые ночи» — повесть об одиночестве человека, не нашедшего себя в несправедливом мире, о несостоявшемся счастье.«Белые ночи» -своеобразная идиллия. Светлой, чистой, бескорыстной любви юного мечтателя посвятил её Достоевский Это утопия о том, какими могли бы быть люди, если бы обнажили все свои лучшие чувства. Это, скорее, мечта о другой, красивой жизни, чем отражение действительности.
История любви молодого человека к бедной прелестной Настеньке не может не волновать душу современного читателя. Сейчас вы увидите две сцены: сцену встречи Мечтателя с Настенькой на набережной канала и сцену прощания с ней.
(Отрывок из повести) (На сцену выходит Мечтатель.)
МЕЧТАТЕЛЬ: Весь день я провел за городом, вернулся достаточно поздно. Уже пробило десять часов, когда я стал подходить к квартире. Дорога моя шла по набережной канала, на которой в этот час не встретишь живой души. Я шел и пел, потому что, когда я счастлив, я непременно мурлыкаю что-нибудь про себя, как и всякий счастливый человек, у которого нет ни друзей, ни добрых знакомых и которому в радостную минуту не с кем разделить свою радость. И вдруг со мной случилось самое неожиданное приключение. Навстречу мне торопливо шла юная девушка, спасаясь от погони какого-то господина. Она была очень испугана. Не медля ни минуты, я бросился наперерез. Господин тут же отстал.
(На сцене появляется Настенька. Звучит лирическая мелодия.)
-Дайте мне руку, и он не посмеет больше к вам приставать. (Настенька робко подходит к Мечтателю и протягивает ему руку.)
НАСТЕНЬКА: Отчего вы дрожите?
МЕЧТАТЕЛЬ: О, вы угадали с первого раза! Да, вы с первого взгляда угадали, с кем имеете дело. Точно, я робок с женщинами, я в волненье, не спорю, не меньше, как были вы минуту назад, когда этот господин испугал вас… Я в каком-то испуге теперь. Точно сон, а я даже во сне не гадал, что когда-нибудь буду говорить хоть с какой-нибудь женщиной
НАСТЕНЬКА: Как? Неужели?
МЕЧТАТЕЛЬ: Да, если рука моя дрожит, то это оттого, что никогда еще ее не обхватывала такая хорошенькая маленькая ручка, как ваша. Я совсем отвык от женщин; то есть я к ним и не привыкал никогда; я ведь один… Я даже не знаю, как говорить с ними. Вот и теперь не знаю — не сказал ли вам какой-нибудь глупости? Скажите мне прямо; предупреждаю вас, я не обидчив…
НАСТЕНЬКА: Нет, ничего, ничего; напротив. И если вы уже требуете, чтобы я была откровенна, так я вам скажу, что женщинам нравится такая робость; а если хотите знать больше, то и мне она тоже нравится, и я не отгоню вас от себя до самого дома.
МЕЧТАТЕЛЬ (с восторгом): Ну да, да будьте, ради Бога, будьте добры. Посудите, кто я! Я только мечтаю каждый день, что наконец-то когда-нибудь встречу кого-нибудь. Ах, если б вы знали, сколько раз я был влюблен таким образом!..
НАСТЕНЬКА: Но как же, в кого же?..
МЕЧТАТЕЛЬ: Да ни в кого, в идеал, в ту, которая приснится во сне. Я создаю в мечтах целые романы. Но я вас насмешу, я расскажу вам, что несколько раз думал заговорить, так просто, с какой-нибудь аристократкой на улице, разумеется, когда она одна, заговорить, конечно, робко, почтительно, страстно; сказать, что погибаю один, чтоб она не отгоняла меня… Но вы смеетесь… Впрочем, я для того и говорю…
НАСТЕНЬКА: Не досадуйте; я смеюсь тому, что вы сами себе враг, и если б вы попробовали, то вам и удалось… Ни одна добрая женщина, если она не глупа и не особенно сердита, не оттолкнула бы вас… но вот уже я дома; мне нужно сюда, в переулок, тут два шага… Прощайте, благодарю вас…
МЕЧТАТЕЛЬ: Так неужели же, неужели же больше никогда не увидимся?.. Неужели это так и останется?
НАСТЕНЬКА: Видите ли, вы хотели сначала только двух слов, а теперь… Но, впрочем, я вам ничего не скажу… Может быть, встретимся…
МЕЧТАТЕЛЬ: Я приду сюда завтра. О, простите меня, я уже требую
НАСТЕНЬКА: Да, вы нетерпеливы… вы почти требуете.
МЕЧТАТЕЛЬ (с большим чувством): Послушайте, послушайте! Простите, если я вам скажу опять что-нибудь такое… Но вот что: я не могу не прийти сюда завтра. Я мечтатель; у меня так мало действительной жизни, что я такие минуты, как эту, как теперь, считаю так редко, что не могу не повторять этих минут в мечтаньях. Я промечтаю о вас целую ночь, целую неделю, весь год. Я непременно приду сюда завтра, именно сюда, на это место, именно в этот час, и буду счастлив, вспоминая вчерашнее… Но простите меня, я опять забылся; вы, может быть, когда-нибудь были здесь особенно счастливы…
НАСТЕНЬКА: Хорошо, я, пожалуй, приду сюда завтра, тоже в десять часов. Вижу, что я уже не могу вам запретить… Вот в чем дело, мне нужно быть здесь; не подумайте, чтоб я назначила вам свидание; я предупреждаю вас, мне нужно быть здесь для себя… Но пусть это будет моя тайна! Только вперед уговор…
МЕЧТАТЕЛЬ: Уговор! Говорите, скажите, скажите все заранее; я на все согласен, на все готов — буду послушен, почтителен… вы меня знаете…
НАСТЕНЬКА (смеясь): Именно оттого, что знаю вас, и приглашаю вас завтра. Я вас совершенно знаю. Но смотрите приходите с условием; во-первых, не влюбляйтесь в меня… Это нельзя, уверяю вас. На дружбу я готова, вот вам рука моя… А влюбиться нельзя, прошу вас!
МЕЧТАТЕЛЬ (пылко схватив Девушку за руку): Клянусь вам!
НАСТЕНЬКА: Полноте, не клянитесь, я ведь знаю, вы способны вспыхнуть как порох. Не осуждайте меня, если я так говорю. Если б вы знали… У меня ведь тоже никого нет, с кем бы мне можно было слово сказать, у кого совета спросить… А вас я так знаю, как будто мы уже двадцать лет были друзьями… Не правда ли, вы не измените?
МЕЧТАТЕЛЬ: Увидите… Только я не знаю, как уж доживу хотя сутки.
НАСТЕНЬКА: Спите покрепче; доброй ночи — и помните, что я вам уже вверилась. До завтра.
МЕЧТАТЕЛЬ: До свидания!
НАСТЕНЬКА (уходя): До свидания!
МЕЧТАТЕЛЬ: И мы расстались. Я ходил всю ночь; я не мог решиться воротиться домой. Я был так счастлив… до завтра. (Уходит со сцены.)
ВЕДУЩИЙ (1):Встретившись с девушкой, которую звали Настенька, на следующий вечер Мечтатель узнает ее грустную историю. Она жила вместе с больной и слепой бабушкой, которая не отпускала ее ни на шаг. Она была несчастна и одинока до тех пор, пока в их домике, в мезонине, не поселился новый жилец — молодой человек. Он заметил Настеньку, пожалел ее, а когда пришло время ему отлучиться по делам в Москву, пообещал ровно через год вернуться и забрать ее с собой. Настенька глубоко полюбила этого человека, ждала его весь год и теперь уже третий вечер выходит к месту назначенной встречи. Она знает, что человек, которого она любит, уже в городе, и теряется в догадках, почему от него нет известий.
Мечтатель берется доставить ему письмо от Настеньки. Третий вечер также прошел в ожидании. Наконец, наступила последняя, четвертая ночь.
(На сцене на переднем плане — скамейка. По сцене ходит Мечтатель в ожидании Настеньки. Наконец она появляется.)
МЕЧТАТЕЛЬ (бросается к Настеньке, сжимает ее руки): Настенька!
НАСТЕНЬКА: Ну! ну! поскорее! Ну, где ж письмо? Вы принесли письмо?
МЕЧТАТЕЛЬ: Нет, у меня нет письма, разве он еще не был?
НАСТЕНЬКА (огорченно, говорит прерывающимся голосом): Ну, Бог с ним! Бог с ним, если он так оставляет меня. О, как это бесчеловечно-жестоко! И ни строчки, ни строчки! Хоть бы отвечал, что я не нужна ему, что он отвергает меня; а то ни одной строчки в целые три дня!
МЕЧТАТЕЛЬ: Слушайте, Настенька, я пойду завтра к нему от вашего имени. Вы напишите письмо. Не говорите «нет»! Я заставлю его уважать ваш поступок, он все узнает, и если…
НАСТЕНЬКА: Нет, мой друг, нет. Довольно! Больше ни слова, ни одного слова от меня, ни строчки — довольно! Я его не знаю, я не люблю его больше, я его по… за… буду… (Закрывает лицо руками и горько плачет.)
МЕЧТАТЕЛЬ: Успокойтесь, успокойтесь! Сядьте здесь, Настенька!
(Мечтатель и Настенька садятся на скамейку.)
НАСТЕНЬКА: Да я спокойна. Полноте! Это так! Это слезы, это просохнет. Что вы думаете, что я сгублю себя, что я утоплюсь?..
МЕЧТАТЕЛЬ (решительно): Слушайте! Слушайте меня, Настенька! Что я буду говорить теперь, все вздор, все несбыточно, все глупо! Я знаю, что этого никогда не может случиться, но не могу же я молчать. Это несбыточно, но я вас люблю, Настенька! Вот что! Ну, теперь все сказано!
НАСТЕНЬКА: Ну, что ж, что же? Что ж из этого? Ну, я давно знала, что вы меня любите, но только мне казалось, что вы меня так просто, как-нибудь любите… Ах, Боже мой, Боже мой!
МЕЧТАТЕЛЬ: Вы меня не гоните? Нет? А я было сам хотел бежать от вас. Я и уйду, только я все скажу сначала. (Встает со скамьи, обращается к Настеньке.) Послушайте же, мой друг, — я, конечно, человек простой, бедный, такой незначительный, только не в этом дело, а только я бы вас так любил, так любил, что если бы вы еще и любили его и продолжали любить того, которого я не знаю, то все-таки не заметили бы, что моя любовь как-нибудь для вас тяжела. Вы бы только слышали, вы бы только чувствовали каждую минуту, что подле вас бьется благодарное, благодарное сердце, горячее сердце, которое за вас… Ох, Настенька, Настенька! Что вы со мной сделали!..
(Настенька встает, подходит к Мечтателю, подает ему руку.)
НАСТЕНЬКА: Не плачьте же, я не хочу, чтоб вы плакали, пойдемте, пойдемте со мной, пойдемте теперь; я вам, может быть, скажу что-нибудь… (Пауза.) Вот что, не думайте, что я так непостоянна и ветрена, не думайте, что я могу так легко и скоро позабыть и изменить… Я целый год любила его и Богом клянусь, что никогда, никогда даже мыслью не была ему неверна. Он презрел это; он насмеялся надо мною, — Бог с ним! Но он уязвил меня и оскорбил мое сердце. Я, я не люблю его, потому что могу любить только то, что великодушно, что понимает меня, потому что я сама такова, и он недостоин меня, — ну, Бог с ним! Но если вы чувствуете, что ваша любовь так велика… если вы захотите сжалиться надо мной, если вы не захотите меня оставить одну в моей судьбе, без утешения, без надежды, то клянусь, что благодарность… что любовь моя будет наконец достойна вашей любви… Возьмете ли вы теперь мою руку?
МЕЧТАТЕЛЬ (с восторгом): Настенька!.. О Настенька! Как я счастлив!
(Мечтатель целует Настеньке руку. В это время появляется Прохожий. Подняв воротник, он быстро проходит мимо. Возвращаясь, он останавливается перед Настенькой. Настенька задрожала, стиснув руку Мечтателя.)
-Настенька, кто это, Настенька?
НАСТЕНЬКА (отвечает очень тихо): Это он!
ПРОХОЖИЙ: Настенька! Настенька! Это ты! (Настенька бросается к Прохожему, потом, вырвавшись из его объятий, кидается Мечтателю на шею и горячо целует его. Потом, не сказав ни слова, увлекает за собой Прохожего.)
ВЕДУЩИЙ (2):На следующее утро Мечтатель получил письмо от Настеньки, в котором она благодарила его за любовь, умоляла простить и помнить ее. (Вивальди «Времена года»)
МЕЧТАТЕЛЬ (с письмом в руках): Милая Настенька! Не помню и не держу я обиды на тебя. Чтоб я нагнал темное облако на твое ясное, безмятежное счастье, чтоб я, горько упрекнув, нагнал тоску на твое сердце, уязвил его тайным угрызением и заставил его тоскливо биться в минуту блаженства, чтоб я измял хоть один из тех нежных цветков, которые ты вплела в свои черные кудри, когда шла вместе с ним к алтарю… О, никогда, никогда! Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастья, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу! (Пауза.) Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?.. (Уходит.)
ВЕДУЩИЙ (1):В середине 1840-х годов в Петербурге стал известен кружок Петрашевского.
У литератора, юриста и философа Михаила Васильевича Буташевича-Петрашевского по пятницам собиралась молодежь из самых разных слоев общества. Здесь говорили о литературе, политике, социальных вопросах. Казалось, что стоит только понять, как должно быть устроено общество, и переделать его в соответствии с планом, разработанным лучшими умами человечества, как все станут счастливы. Членом кружка стал Федор Достоевский.
ВЕДУЩИЙ (2):23 апреля 1849 года многих петрашевцев арестовали по доносу и поместили в Петропавловскую крепость. Двадцать один человек, в том числе и Достоевский, были приговорены к смертной казни через «расстреляние».
Император Николай I заменил смертную казнь на каторжные работы, но распорядился: «Объявить о помиловании лишь в ту минуту, когда всё будет готово к исполнению казни».
ВЕДУЩИЙ (1):Инсценировка смертной казни состоялась 22 декабря 1849 года. Через два дня Достоевского заковали в кандалы и отправили в Омский острог, в котором он содержался до февраля 1854 года. Свою жизнь в сибирской тюрьме Фёдор Михайлович описал в произведении «Записки из мёртвого дома»
ЧТЕЦ : «Брат! Я не уныл и не упал духом. Жизнь везде жизнь, жизнь в нас самих, а не во внешнем. Подле меня будут всегда люди, и быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то несчастиях, не уныть и не пасть — вот в чём жизнь, в чем задача её… Я осознал это… Да правда! та голова, которая создавала, жила высшею жизнию искусства, которая сознала и свыклась с возвышенными потребностями духа, та голова уже срезана с плеч моих. Осталась память и образы, созданные и ещё не воплощённые мной. Они изъязвят меня, правда! Но во мне осталось сердце и та же плоть и кровь, которая так же может и любить, и страдать, и желать, и помнить, а это всё-таки жизнь!.. Как оглянусь на прошедшее да подумаю, сколько даром потрачено времени, сколько его пропало в заблуждениях, ошибках, в праздности, в неуменье жить; как не дорожил я им, сколько раз я грешил против сердца моего и духа, — кровью обливается сердце моё. Жизнь — дар, жизнь — счастье, каждая минута могла быть веком счастья… Теперь, переменяя жизнь, перерождаюсь в новую форму. Брат! Клянусь тебе, что я не потеряю надежду и сохраню дух мой и сердце в чистоте. Я перерожусь к лучшему. Вот надежда моя, всё утешение моё» (Ф.М. Достоевский «Письма»).
ВЕДУЩИЙ (2):Каторга не сломила Достоевского. Острожский опыт научил его, обнаруживая противоречия характера, “полюсность души”, забираться до самых потаенных глубин человеческого сердца, отыскивать и видеть свет там, где, казалось бы, царит кромешная тьма. Именно на каторге Достоевский узнал “народ русский и так хорошо, как, может, не многие знают его”.
ВЕДУЩИЙ (1):Непомерные физические и нравственные перегрузки в годы каторги не уничтожили Достоевского, благодаря неистребимому желанию “быть человеком среди людей”, неистребимому желанию “разгадывать тайну человека”. На каторге, сам бесконечно страдая, все четыре каторжных года думал о том, что такое страдания, какова их роль в жизни и судьбе человека.
ВЕДУЩИЙ (2): Страдания, по мысли Достоевского, дают ключ к сочувственному пониманию чужих несчастий, чужого горя, делают его нравственно более чутким. Любить, по Достоевскому, значит уметь жертвовать собой и всем сердцем, всей душой откликаться на муки любимого человека, даже если бы для этого пришлось самому страдать и мучиться. А так как судьба самого Достоевского была трагична, то сострадание и любовь тесно переплелись в отношениях Фёдора Михайловича и Марии Дмитриевны Исаевой. После смерти Николая I Достоевскому были возвращены некоторые гражданские права и присвоено звание унтер-офицера. Фёдор Михайлович женился на Марии Дмитриевне и вышел в отставку: совмещать военную службу и литературу было невозможно, а литература являлась его судьбой, его жизнью.
ВЕДУЩИЙ (1): Только в декабре 1859 года Достоевский вместе с семьёй вернулся в Петербург, в город, с которым у него было связано два самых важных события в жизни: «самая восхитительная минута», когда он стал писателем и Белинский благословил его в литературу, и минута смерти — эшафот. С этого времени начались блистательные выступления Достоевского на литературных вечерах. Вместе с братом Михаилом они стали издавать журнал «Время».
ВЕДУЩИЙ (2):Возвращение Достоевского из Сибири в Россию ознаменовалось завершением комической истории сватовства, повести “Дядюшкин сон”.
Сватовство старого князя к молодой уездной красавице Зиночке устраивает мать Зиночки -“Наполеона в юбке “. Она быстро смекнула, что “князь вполовину умерший и поддельный, вероятно, скоро и весь умрет”, а имение его никуда не денется. Ловкий интриган Мозгляков внушает своему молодящемуся дядюшке, что его сватовство – всего лишь сон. (Сцена “Неудавшееся сватовство”. Гл.13 от слов “Ах, боже мой! Вот и князь!”
ВЕДУЩИЙ (1):“Записки из мертвого дома”, “Записки из подполья”, романы “Униженные и оскорбленные”, “Подросток” – следующие произведения Ф.М. Достоевского, в которых он прослеживает уничтоженные веры в общие правила, когда “нет ничего святого”. Безудержная жажда самоутверждения поразила сознание и душу современного человека, сделала его палачом.
ВЕДУЩИЙ (2): Но «Записки из подполья» давались писателю нелегко. Мучительно и трудно умирала от чахотки его жена Мария Дмитриевна. Через год после смерти супруги, 31 марта 1865 года, Достоевский писал семипалатинскому другу А.Е. Врангелю — единственному свидетелю их любви…
ЧТЕЦ «О, друг мой, она любила меня беспредельно, я любил её тоже без меры, но мы не жили с ней счастливо… Мы были несчастны вместе (по её странному, мнительному и болезненно-фантастическому характеру), — мы не могли перестать любить друг друга; даже чем несчастнее были, тем более привязались друг к другу. Помяните её хорошим добрым воспоминанием… Это была самая честнейшая и великодушнейшая женщина из всех, которых я знал во всю жизнь. Когда она умерла — я хоть мучился, видя (весь год), как она умирает, хоть и ценил и мучительно чувствовал, что я хороню с нею, — но никак не мог вообразить, до какой степени стало больно и пусто в моей жизни, когда её засыпали землёю. И вот уж год, а чувство всё то же не уменьшается»(Ф.М.Достоевский«Письма»). ВЕДУЩИЙ (1): После смерти жены и брата Достоевский чувствует себя бесконечно одиноким, он ищет любви, делает попытки жениться, мечтает иметь семью, детей, стать отцом. Однако ни Аполлинария Прокофьевна Суслова, ни Анна Васильевна Корвин-Круковская не смогли разделить с писателем его нелёгкую судьбу. Анна Васильевна сразу же после предложения Достоевского стать его женой сказала своей сестре Софье Ковалевской: «Ему нужна совсем не такая жена, как я. Его жена должна совсем, совсем посвятить себя ему, всю свою жизнь ему отдать, только о нём думать. А я этого не могу, я сама хочу жить!»
ВЕДУЩИЙ (2): Какие пророческие слова! Они как будто адресованы второй жене писателя. Через полтора года Достоевский познакомился с замечательной девушкой, которая согласилась выйти за него замуж. Этой девушкой была 20-летняя стенографистка Анна Григорьевна Сниткина
ВЕДУЩИЙ (1): 8 ноября 1866 года, взволнованный до крайности, Федор Михайлович сказал Сниткиной: «Представьте… что я признался вам в любви и просил быть моей женой. Скажите, что бы вы мне ответили?..» Анна Григорьевна вспоминает: «Я взглянула на столь дорогое мне, взволнованное лицо Федора Михайловича и сказала: «Я бы вам ответила, что вас люблю и буду любить всю жизнь».
ВЕДУЩИЙ (2): Столь долгожданное семейное счастье пришлось испытать Достоевскому в 46 лет. Фёдор Михайлович считал свой брак с Анной Григорьевной вступлением в новую жизнь
ВЕДУЩИЙ (1): Обратимся к переписке Фёдора Михайловича и Анны Григорьевны. Она составляет своеобразную семейную хронику и открывает личность Достоевского с другой стороны
ЧТЕЦ : «Здравствуй, милая моя, бесценная, единственная, сокровище и радость моя. Милый мой друг, вчерашний день опять ничего не решил, а я всё ещё на одной точке и леплюсь кое-как, и не добился, покамест, ни до какого результата, так что и опять не выезжаю; что-то скажет сегодняшний день? Может быть, что-нибудь и будет решительное. Во всяком случае, завтра получишь от меня точное известие, то есть выезжаю ли я или нет?
Ангел мой, ты не поверишь, как я обрадовался и с каким счастьем прочёл я, на почте, твои две крошечные писульки на двух листиках. Я их целовал и так рад, так рад был твоей любви. Она видна в каждой строчке, в каждом выражении твоём, и как ты хорошо пишешь письма. Куда мне так написать и так выразить моё сердце, мои ощущения. Я и наяву-то, и когда мы вместе, не общителен, угрюм и совершенно не имею дара выразить себя всего. Формы, жеста не имею. Но ведь я чувствую всё!»
Девушка: «…Письмо твоё до того меня тронуло, что я чуть не заплакала. Как я благодарна тебе и как я счастлива твоим письмом. Дорогой мой, я горжусь твоей любовью чрезвычайно, но часто думаю, что совсем не заслужила такой любви. Я такая обыкновенная женщина, золотая середина, с мелкими капризами и требованиями и имеющая разве одно достоинство, что крайне и беззаветно вас всех люблю четверых. И вдруг меня любит самый великодушный, благородный, чистый, честный, святой человек! Дорогой мой, целую и обнимаю тебя миллионы раз и люблю бесконечно, и буду так любить всегда, если только бог положит мне жизни. Я сама себе завидую, вспоминая, как я счастлива была все эти 8 лет. До свиданья, дорогой мой, целуем».
ВЕДУЩИЙ (2): Благодаря Анне Григорьевне Достоевский обрёл душевный покой, семейное счастье. С помощью жены писатель совершил литературный подвиг — написал в один год два романа: «Преступление и наказание» и «Игрок».
ВЕДУЩИЙ (1):Как исповедь героя, в которой бы раскрывалась борьба двух начал – добра и зла – в сердце человеческом, замыслил Достоевский “Преступление и наказание”. Главный герой- Родион Раскольников- совершает убийство, чтобы сделать счастливыми мать и сестру, чтобы окончить учение, а потом всю жизнь быть честным, неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечест-ву” и загладить преступление. Но после убийства неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берет свое, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтобы хоть погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его».
ВЕДУЩИЙ (2): А сейчас вы увидите сцену по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Замученный глубокими душевными переживаниями после совершения преступления, Раскольников приходит к Сонечке Мармеладовой, чтобы поведать ей свою страшную тайну.
( На деревянном столе горит свеча. Вдоль стены стоит кушетка. На стуле сидит Раскольников, закрыв лицо руками. Соня подходит к нему.)
СОНЯ: Что с вами?
РАСКОЛЬНИКОВ: Ничего, Соня. Не пугайся… Вздор! Право, если рассудить, — вздор. Зачем только
тебя-то я пришел мучить? Право. Зачем? Я все задаю себе этот вопрос, Соня…
СОНЯ (с состраданием вглядываясь в него): Ох, как вы мучаетесь!
РАСКОЛЬНИКОВ: Все вздор! Вот что, Соня, помнишь ты, что я вчера хотел сказать тебе? Я сказал, уходя, что, может быть, прощаюсь с тобой навсегда, но что если приду сегодня, то скажу тебе, кто убил Лизавету.
Ну, так вот я и пришел сказать.
СОНЯ (с испугом в лице): Так вы это в самом деле вчера… почему ж вы знаете?
РАСКОЛЬНИКОВ: Знаю.
СОНЯ (робко): Нашли, что ли, его?
РАСКОЛЬНИКОВ: Нет, не нашли.
СОНЯ (чуть слышно): Так как же вы про это знаете?
РАСКОЛЬНИКОВ (с кривой улыбкой): Угадай.
СОНЯ (еще более робея): Да вы… меня… что же вы меня… так… пугаете?
РАСКОЛЬНИКОВ: Стало быть, я с ним приятель большой… коли знаю… (Смотрит пристально в глаза Соне.) Он… Лизавету эту… убить не хотел… Он ее… убил нечаянно… Так ты не можешь угадать-то?
СОНЯ (чуть слышно): Н-нет.
РАСКОЛЬНИКОВ: Погляди-ка хорошенько. (Раскольников встает со стула и подходит к Соне.)
РАСКОЛЬНИКОВ: Угадала?
СОНЯ: Господи! (Соня падает бессильно на кушетку лицом в подушки. Рядом садится Раскольников.)
РАСКОЛЬНИКОВ: Полно, Соня, довольно! Не мучь меня!
СОНЯ (в отчаянии): Что вы, что вы это над собой сделали! (В порыве отчаяния она бросается Раскольникову на шею и крепко обнимает.)
РАСКОЛЬНИКОВ (отстраняясь от Сони): Странная какая ты, Соня, — обнимаешь и целуешь, когда я тебе сказал про это. Себя ты не помнишь.
СОНЯ: Нет, нет тебя несчастней никого теперь в целом свете! (Горько плачет.)
РАСКОЛЬНИКОВ: Так ты не оставишь меня, Соня?
СОНЯ (горячо): Нет, нет, никогда и нигде! О Господи!.. Ох я несчастная!.. И зачем, зачем я тебя прежде не знала! Зачем ты прежде не приходил? О Господи!
РАСКОЛЬНИКОВ (горько): Вот и пришел.
СОНЯ: Теперь-то! О, что теперь делать?.. Вместе, вместе! — в каторгу с тобой вместе пойду!
РАСКОЛЬНИКОВ (спокойно и надменно): Я, Соня, в каторгу-то, может, и не хочу идти. (Соня быстро встает и с изумлением смотрит на него.)
СОНЯ (в недоумении): Да что это! Да где это я стою! Да как вы, такой, могли на это решиться?.. Да что это!
РАСКОЛЬНИКОВ (устало): Ну да, чтоб ограбить. Перестань, Соня!
СОНЯ (громко; с возмущением): Ты был голоден! Ты… чтобы матери помочь? Да?
РАСКОЛЬНИКОВ: Нет, Соня, нет, не был я так голоден… Я действительно хотел помочь матери, но… и это не совсем верно… Не мучь меня, Соня!
СОНЯ (всплеснула руками): Да неужель, неужель все это правда! Господи, да какая ж это правда! Кто же этому может поверить?.. И как же, как же вы сами последнее отдаете, а убили, чтобы ограбить! А!..
РАСКОЛЬНИКОВ (с вдохновением): Знаешь, Соня, знаешь, что я тебе скажу: если б я только зарезал из того, что голоден был, то я бы теперь… счастлив был! Знай ты это! И что тебе, что тебе в том, ну что тебе в том, если б я и сознался сейчас, что дурно сделал? Ну что тебе в этом глупом торжестве надо мною? Ах, Соня, для того ли я пришел к тебе теперь! (Замолчал, задумался.) Потому я и звал с собой тебя вчера, что одна ты у меня осталась.
СОНЯ (робко): Куда звал?
РАСКОЛЬНИКОВ: Не воровать и не убивать, не беспокойся, не за этим… А вчера, когда звал, я и сам не понимал куда. За одним звал, за одним приходил: не оставить меня. Не оставишь, Соня?.. Будешь ко мне в острог ходить, когда я буду сидеть?
СОНЯ (горячо): О, буду! Буду!
ВЕДУЩИЙ (1): Оба сидели рядом, грустные и убитые, как после бури выброшенные на пустой берег океана. Он смотрел на Соню и чувствовал, как много на нем было ее любви, и странно, ему стало вдруг тяжело и больно, что его так любят. Да, это было странное и ужасное чувство! Идя к Соне, он чувствовал, что в ней вся надежда и весь исход; и вдруг теперь, когда все сердце ее обратилось к нему, он вдруг почувствовал и осознал, что стал беспримерно несчастнее, чем был прежде.
ВЕДУЩИЙ (2): Вершиной в творчестве Фёдора Михайловича Достоевского стал роман «Братья Карамазовы». Прежде всего эта книга увлекательная. В ней разворачиваются события, которые непременно должны привести к трагедии. Убийство происходит, и читатель долгое время остаётся перед загадкой: кто убил старика Карамазова? Все улики налицо: убил старший сын Дмитрий. Но читатель уже успел полюбить Дмитрия Карамазова и поверить ему. И только накануне суда читатель узнает, что убил не он, но суд приговаривает Дмитрия к четырём годам каторжных работ.
ВЕДУЩИЙ (1): Таков детективный сюжет романа. Но сколько ни думаешь над его содержанием, всё глубже понимаешь, что не в детективном сюжете дело. Этот роман о человеческой жизни, о том, как нестерпимо трудно бывает прожить эту жизнь, о человеческих страданиях.
ВЕДУЩИЙ (2):Символично, что Лев Толстой, менее, чем кто-либо, склонный к благоговению перед авторитетами, уходя из Ясной Поляны “в мир”, оставив все и навсегда, взял с собой в свой, как оказалось, последний путь две книги: Библию и итоговый роман Достоевского “Братья Карамазовы”.
ВЕДУЩИЙ (1) В июне 1880 г. Слава писателя достигла апогея. На вечере в зале московского дворянского собрания в честь открытия народного памятника А.С. Пушкину на Тверском бульваре он произнес свою знаменитую “Пушкинскую речь”.
Чтение отрывка из “Пушкинской речи”.
В самом деле, в европейских литературах были громадной величины художественные гении -Шекспиры, Сервантесы, Шиллеры. Но укажите хоть на одного из этих великих гениев, который бы обладал такою способностью всемирной отзывчивости, как наш Пушкин. И эту-то способность, главнейшую способность нашей национальности, он именно разделяет с народом нашим, и тем, главнейше, он и народный поэт. Самые величайшие из европейских поэтов никогда не могли воплотить в себе с такой силой гений чужого, соседнего, может быть, с ними народа, дух его, всю затаенную глубину этого духа и всю тоску его призвания, как мог это проявлять Пушкин. Напротив, обращаясь к чужим народностям, европейские поэты чаще всего перевоплощали их в свою же национальность и понимали по-своему. Даже у Шекспира его итальянцы, например, почти сплошь те же англичане. Пушкин лишь один изо всех мировых поэтов обладает свойством перевоплощаться вполне в чужую национальность. Вот сцены из «Фауста»