Консультация для педагогов учреждений образований на тему: «Советы начинающему педагогу в работе с детьми с психофизическими нарушениями»

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

«Советы начинающему педагогу в работе с детьми с психофизическими нарушениями»

  • При планировании своей деятельности учитывайте соотношение факторов, влияющих на возникновение особенностей и отклонений в психическом развитии ребенка. Среди них:

              – органический дефект;

              – социальные факторы – обучение и воспитание (проявляющиеся в поведении и отношении взрослого к ребенку);

              – индивидуальные психологические особенности самого ребенка (как он переживает, понимает, воспринимает и т.д. происходящее). Важно выявить влияние каждого из факторов на формирование отклонений в психофизическом развитии данного конкретного ребенка. В зависимости от чего будут определяться возможности, задачи и формы работы.

  • Следует учитывать возможности развития ребенка – его «зону ближайшего развития». Она выявляется по степени сложности задач, с которыми ребенок может справиться с помощью взрослого;
  • ·Очень важно создание для ученика благоприятного психологического климата на уроке, т.к. цель интегрированного обучения – социализация детей с ОПФР, включение их в учебный процесс на доступном для них уровне, в трудовую деятельность, во внеклассные и внешкольные мероприятия.
  • Помните, что взрослый выступает для ребенка как образец деятельности и отношений с миром (поведение, мышление, переживаний и др.). он является источником развития. Из этого становится важным понимание:

       – каким образцом являетесь вы, как педагог, какое поведение вы транслируете (эмоции, настроение, высказывания и манера обращения с учениками и коллегами);

      – создание условий, в которых ребенок сможет принимать эти образцы как собственные (эмоциональная атмосфера в классе и на уроке, предоставление заданий в адекватной личностной, возрастной форме, соответствующей особенностям ребенка);

  • Учите ребёнка посильным приёмам регуляции поведения;
  • Утверждайте позицию ребёнка в коллективе, веру в свои силы;
  • Строго следуйте режиму дня, недели, предупреждайте переутомление;
  • Соблюдайте все гигиенические требования к уроку, организации жизни детей в школе;
  • Работайте в тесном контакте с медиками, чтобы вовремя оказать ребенку помощь или лучше знать особенности его диагноза. С этими знаниями легче спланировать деятельность с данным учеником, учесть режимные моменты.
  • Познакомьтесь с родителями ребенка. Заинтересовывайте и подключайте их к процессу. Действуйте сообща. Вам нужна взаимопомощь. Вы должны встречаться с родителями один раз в день (неделю, месяц), в зависимости от необходимости. Вы можете делать это на собраниях, можете созваниваться по телефону или писать друг другу по электронной почте.
  • Продолжайте заниматься самообразованием, не останавливайтесь на достигнутом. Зарекомендуйте себя как специалиста.
  • Не бойтесь обращаться за помощью. Признать эту необходимость – это не проявление слабости, а признак адекватной самооценки, когда человек понимает, что любой может совершать ошибки или чего-то не знать.

Начиная работу в классе, где обучаются дети с ОПФР, прежде всего, необходимо:

Установление контакта

  • Выделить этих учащихся для себя, т.к. в обычную схему урока они не укладываются;
  • Познакомиться с ними поближе (интересы детей, умение ладить с товарищами и взрослыми, психологические особенности детей);
  • Установить с ними тесный контакт: дети вам должны доверять, уважать и любить.

Работа на уроке

– задания для детей с ОПФР должны носить конкретный практический характер;

– задания должны быть индивидуальными по объёму и сложности;

– новый материал нужно давать порциями;

– обучение должно быть растянуто во времени, содержать многократное повторение и с постоянной опорой на наглядность;

– в процессе обучения целесообразно опираться на все виды анализаторов (слух, зрение, осязание…);

– наиболее сложная информация должна даваться ученику с ОПФР в период его наибольшей работоспособности на уроке.

Оценочные ситуации в учебном процессе

При оценивании ученика с особенностями психофизического развития:

· Учитывать темп и объём оцениваемого материала, реальные личностные и физиологические особенности ребёнка;

· Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний;

· Использовать оценку как информацию об эффективности работы ребёнка, а не как средство давления или контроля;

· Избегать травмирующих ситуаций при выставлении оценок, осторожно использовать отметки «два» и «один», но в то же время не завышать их;

· Чаще использовать развёрнутую оценку работы ученика, обосновывая выставленное за ответ количество баллов;

· Развивать у детей самоконтроль, умение оценивать свою работу, а также работу других учеников.

· Оценка ученикам с ОПФР выставляется по психолого-педагогическим параметрам работы ученика, т.е. За внимательность в течение всего занятия, за активность, за желание работать, за количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных ошибок

· Сравнивать успехи ребёнка с ОПФР можно только с его собственными достижениями с учётом программы, по которой он занимается

· Поощряйте детей за каждое выполненное ими задание, подбадривайте при неудаче

ЧТОБЫ ПОДДЕРЖАТЬ УЧЕНИКА, НЕОБХОДИМО:

  • Опираться на сильные стороны ученика.
  • Избегать подчёркивания его промахов.
  • Показывать, что вы удовлетворены учеником.
  • Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ученику.
  • Уметь помочь ученику разбить большие задания на более мелкие, с которыми он может справиться.
  • Знать обо всех попытках ученика справиться с заданием
  • Уметь взаимодействовать с учеником
  • Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
  • Принимать индивидуальность ученика.
  • Проявлять веру в ученика, эмпатию к нему.
  • Демонстрировать оптимизм.

ЧТОБЫ ПОДДЕРЖАТЬ СЕБЯ И ИЗБЕЖАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ НА РАБОТЕ, НЕОБХОДИМО:

1.  Любите и цените себя. Старайтесь в течение дня хотя бы час уделить лично себе, доставить хоть бы маленькое, но удовольствие (покупка чего-либо, послушать любимую музыку, почитать книжку (не профессиональную), погулять по свежему воздуху и т.д.)

2. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Достижение краткосрочных целей не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию.

2.  Использование тайм-аутов. Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны «тайм-ауты», т.е. отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо «убежать» от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным.

3.  Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, медитация способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию. Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь.

4. Профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального сгорания является обмен профессиональной информацией с представителями других служб. Сотрудничество дает ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива. Для этого существуют различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные неформальные объединения, конференции, где встречаются люди с опытом. Важно, чтобы педагоги в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если работник делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут найти разумное решение возникшей у него проблемы.

5.  Избегание ненужной конкуренции. В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление к «победе» создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению синдрома эмоционального сгорания.

6.  Эмоциональное общение. Когда педагог анализирует свои чувства и ощущения и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или этот процесс не так явно выражен. Рекомендовано в личное от работы время чаще общаться с людьми и подругами другой профессии, чтобы темы для разговоров были не только о работе.

7.  Поддержание спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на человека, поэтому очень важно поддерживать спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение или чрезмерное повышение массы тела усугубляют проявление синдрома эмоционального сгорания.

Список литературы:

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности в обучении детей»- М., 1997.- стр. 233-264;

2. Слепович Е.С.,  А.М. Поляков «Психологическая коррекция отклонений в развитии у детей» -Мн., 2021;

3. Колодич Е.Н. «Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков» – Мн., 1999

Если чувствуете, что Вам необходима помощь или поддержка педагога – психолога, то вы можете обратиться  за профессиональной психологической помощью в к нам в ГУСО « Пружанский районный ЦКРО и Р», предварительно записавшись по телефону:  2-18-34.

Добавить комментарий