2.1.Практические рекомендации родителям
гиперактивного ребенка.
Регулярно работать со своими детьми, не исключая выходные и каникулярные дни.
- Уточняйте, закрепляйте и расширяйте пространственные и временные отношения ваших детей.
- Дополняйте словарный запас, объясняя значение новых слов, помогайте чаще использовать их в речи. Вместе читайте книги, наблюдайте за жизнью природы и общества. Точно отвечайте на вопросы, объясняйте сложные слова.
- Учите детей отвечать на вопросы предложением. Ваша речь является образцом для подражания.
- Стимулируйте желание рассказывать об увиденном и услышанном.
- Не переутомляйте детей. Умственная нагрузка должна сочетаться с физической.
- Обращайте внимание на развитие мыслительных операций, анализа увиденного и услышанного.
- Развивайте воображение детей, учите их фантазировать.
- Обращайтесь с ребёнком доброжелательно, подбадривайте его, не фокусируйте внимание на неудачах.
I. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку:
– проявляйте достаточно твёрдости и последовательности в воспитании;
– помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;
– контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил;
– не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;
– стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии;
– избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребёнку;
– реагируйте на действия ребёнка неожиданными способами ( пошутите, повторите действия ребёнка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.);
– повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
– не настаивайте на том, чтобы ребёнок обязательно принёс извинения за проступок;
– выслушивайте то, что хочет сказать ребёнок;
– для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
- II. Изменение психологического микроклимата в семье:
– уделяйте ребёнку достаточно внимания;
– проводите досуг всей семьи;
– не допускайте ссор в присутствии ребёнка;
- III. Организация режима дня и места для занятий:
– установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи;
– чаще показывайте ребёнку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
– снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания;
– избегайте по возможности больших скоплений людей;
– помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
– организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.
- IV. Специальная поведенческая программа:
– придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошее выполнение задания и наказаний за плохое поведение. Можно использовать большую или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;
– не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определённом месте после совершения поступка;
– чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;
– составьте список обязанностей ребёнка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определённые виды работ;
– постоянно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребёнком;
– не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
– не давайте ребёнку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
– помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
– не давайте одновременно несколько указаний;
– объясните гиперактивному ребёнку о его проблемах и научите с ними справиться.
- Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребёнок ещё не готов к такой форме работы.
- Помните, что для ребёнка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:
– лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
– запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;
– приём «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);
– внеочередное дежурство по кухне;
– холдинг, или простое удержание в «железных объятиях» и т.д.
Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами. Ю.С.Шевченко приводит следующие примеры:
– если родителей младшего школьника тревожит то , что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в школу, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно представить ему возможность получить «урок жизни». Опоздав в школу по-настоящему и приобретя опыт объяснений с учительницей и директором школы, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам;
– если 12-летний ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяснится с соседом и предложит искупить свою вину, например ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок будет знать, что ответственность за принятое им решение несет только он сам;
– если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно требовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных покупок, это обязательно окажет свое воспитательное воздействие;
– если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам.
Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями.
Помните, что невозможно добиться гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.
Помните, что синдром дефицита внимания и гиперактивности – это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5-10 лет.
2.2 Практические рекомендации учителям гиперактивного ребенка.
Школьная программа коррекции гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении:
- Изменение окружения:
– изучите нейропсихологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
– работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски;
– оптимальное место в классе для гиперактивного ребенка – первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду;
– измените режим урока с включением физкультминуток;
– разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса;
– представьте ребенку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения;
– направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т.д.
- Создание положительной мотивации на успех:
– введите знаковую систему оценивания;
– чаще хвалите ребенка;
– расписание уроков должно быть постоянным;
– избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ;
– вводите проблемное обучение;
– используйте на уроке элементы игры и соревнования;
– давайте задания в соответствии со способностями ребенка;
– большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них;
– создайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний;
– научите ребенка компенсировать нарушение функции за счет сохранных;
– игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные;
– стройте процесс обучения на положительных эмоциях;
– помните, что с ребенком необходимо договориться, а не стараться сломить его!
- Коррекция негативных форм поведения;
– способствуйте элиминации агрессии;
– обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;
– регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.
- Регулирование ожиданий;
– объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы;
– объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции. Но и от спокойного и последовательного отношения.
Помните, что гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и не медикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические коррекционные программы.
Список использованных источников
– Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок. М., 2001
– Заваденко Н.Н.. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М. 2000.
– Лурия А.Р..Основы нейропсихологии. М. 1973.
– Сиротюк А.Л.. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. М. 2002.
– Усанова О.Н.. Дети с проблемами психического развития.