Способы удержания внимания учащихся на уроках

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

Вам хочется сделать свой урок более интересным, наполненным, полезным для учеников? Тогда просмотрите наши рекомендации об удержании внимания учащихся.

Тринадцать приемов привлечения и удержания внимания

1.  НЕОЖИДАННОСТЬ. Используйте в речи неожиданную и не известную обучающимся информацию, а также выпуклые формулировки с «оживляющим эф­фектом».

2.  «ПРОВОКАЦИЯ». На короткое время вызовите у слушателей реакцию не­согласия с излагаемой информацией, используйте этот период для подготовки слушателей к конструктивным выводам, для уточнения мысли и более четкого оп­ределения собственной позиции.

3.  ГИПЕРБОЛА. Не бойтесь прибегать к преувеличению, чтобы заострить внимание аудитории к предмету; это поможет выявить причинно-следственные и условно-следственные взаимосвязи между событиями, процессами и поведением людей. Не забудьте однако, позже уже без преувеличений четко изложить свою по­зицию по затронутой проблеме.

4. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ. Основываясь на реальных фактах, делайте прогно­зы ожидаемых событий, чтобы подчеркнуть необходимые ценностные ориентации, определяющие интересы, требования, пожелания.

5.  СОПОСТАВЛЕНИЕ ВСЕХ «ЗА» И «ПРОТИВ». В качество обзора озна­комьте обучающихся со всеми аргументами «за» и «против» какого-либо мнения, мероприятия, концепции и т.д. После сопоставления всех аргументов найдите пра­вильное решение проблемы, используя при этом контрастную аргументацию; «од­нако на самом деле…»

6.  ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ. Широко используйте способности обучающихся принимать решения и их компетентность для выяснения предмета обсуждения; за счет постановки соответствующих вопро­сов вовлекайте обучающихся в процесс мышления; воздержитесь от приведения собственных аргументов.

7.  АПЕЛЛЯЦИЯ К АВТОРИТЕТУ. Для подтверждения правильности собствен­ных мыслей ссылайтесь на авторитет обучающихся и авторитет «опыта» (работы, жизненный, политический и исторический), а также авторитет науки.

8.  СОПЕРЕЖИВАНИЕ. Увлеченно описывайте события и темы, связывающие вас с обучающимися, не упуская подробностей, важных для аудитории, заставляя обучающихся сопереживать.

9.  ВНЕСЕНИЕ ЭЛЕМЕНТА НЕФОРМАЛЬНОСТИ. Учитывая предмет речи, поведайте аудитории о собственных заблуждениях, предрассудках, ошибках и их последствиях и покажите, каким образом вам удалось избежать одностороннего подхода к той или иной проблеме и найти ее новое решение. Это позволит пре­одолеть сдержанность и предвзятость обучающихся и изменить их мнение в вашу пользу.

10. ДРАМАТИЗАЦИЯ. Наглядно и увлекательно, сознательно драматизируя, изображайте обогащающие тему выступления, события, чтобы обучающиеся могли отождествить себя с действующими лицами и жизненной ситуацией. Подготавли­вайте таким образом необходимые абстракции.

11. ПРЯМОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ. Откажитесь от растянутого выступления или от­ступлений, если ваши обучающиеся знакомы с затрагиваемым в речи предметом и имеют необходимый запас предварительных знаний; говорите без обиняков, сразу же начиная с самого главного. Это избавит вас от необходимости разъяснять им все с самого начала и позволит выиграть время для изложения проблемы.

12. ЮМОР. Не «засушивайте» свою речь. Приводите смешные, парадоксальные примеры, разбавляйте повествование веселыми шутками, забавными историями из жизни окружающих вас людей. Дайте слушателям возможность подумать и отдохнуть.

13. ЭКСПРЕССИЯ. Не отказывайтесь от средств усиления выразительности, конечно, в зависимости от конкретной речевой ситуации (официальная – неофици­альная речь). Сознательно, особенно если вы выступаете без заранее подготов­ленного текста, выбирайте такие формулировки, которые заметно отличаются от привычного стиля (неожиданные, стилистически необычные, запоминающиеся, привлекающие внимание – экспрессивные лексические средства).

Добавить комментарий