Советы учителя-дефектолога. Значение речи

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

Основные функции РЕЧИ  в жизни человека:

  1. КОММУНИКАТИВНАЯ – общение
  2. РЕЧЬ как СРЕДСТВО выражения и образования, развития МЫСЛЕЙ.
  3. НОМИНАТИВНАЯ – обозначение предметов, явлений, действий, живых существ и т.д.

Нарушение функций речи может отразиться на деятельности личности, быть причиной тяжёлых психических переживаний. Например, нарушение правильности произношения отдельных звуков не только вызывает у человека чувство неловкости, но и делает его речь небрежной и некрасивой.

РЕЧЬ  человека неразрывно связана с МЫШЛЕНИЕМ. Мы мыслим  с помощью слов. Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Значит, правильная и здоровая речь ребёнка имеет важное значение для развития его мышления. Бедная, недоразвитая речь часто является симптомом  в общей задержке умственного развития. Нарушение речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребёнка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). Всё это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии.

Диагноз – не приговор

Постановка диагноза не должна вызывать у родителей панику или пессимизм. Эта ситуация должна побуждать их к осознанию истинного состояния ребенка и помогать принять и осуществить рекомендованные врачом, психологом, учителем-дефектологом меры по дальнейшему воспитанию и обучению их ребенка.

Следует отметить некоторые отрицательные моменты в отношении окружающих к детям с особенностями психофизического развития, к которым должны быть готовы родители и ближайшие родственники:

– демонстративная жалость, снисходительно-покровительственное предложение помощи или праздное обсуждение проблем семей, имеющих детей с ОПФР;

–  считая себя социально выше, некоторые люди ожидают от детей с ОПФР, от их родителей и родственников постоянной печали.

–  нормальное поведение родителей в какой-то мере даже оскорбляет окружающих;

– пренебрежение, выраженное, например, мимикой, взглядом, жестами, словесными оскорблениями, насмешками и т.п.;

Родители должны создать в семье дружескую атмосферу, спокойный и приветливый тон общения. Ложное одностороннее формирование честолюбия совершенно неприемлемо. Но ребенка не следует изнеживать или считать «больным», снижать требования при его воспитании и обучении.

К сожалению, часто чрезмерная родительская любовь, забота и опека ребенка с ОПФР приводят к тому, что он не владеет навыками самообслуживания, самостоятельно не ест и не жует, так как его кормят тщательно протертой пищей,  он двигательно малоактивен, не проявляет интереса к обучению, т.е. производит впечатление ребенка с глубоким органическим поражением ЦНС. Родители снова и снова ищут «специалистов», обещающих вылечить их ребенка. Адекватное воспитание и обучение такого ребенка начинается поздно. При этом родителям следует знать, что позднее диагностирование отклонения и организация адекватного воспитания и обучения после 10-летнего возраста ребенка, к сожалению, не приводит к достаточно полной реабилитации и социальной адаптации.

На начальных этапах воспитания и обучения ребенка со сложной структурой нарушения первоочередной задачей является формирование у него навыков самообслуживания, таких, как умение пользоваться туалетом, формирование умения самостоятельно принимать  пищу, без помощи взрослых одеваться и раздеваться, застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. И родители должны это понять! Это — фундамент для построения системы педагогического воспитания и дальнейшего обучения каждого ребенка.

Программы ранней реабилитации, используемые за рубежом и в отечественных научно-методических и лечебных центрах, предполагают в первую очередь обучение ребенка жизненно важным навыкам самообслуживания. Этим занимаются родители или сотрудники специализированных детских учреждений. Этот процесс неотделим от общения, воспитания и обучения. Однако достаточно часто и родители, и даже воспитатели в детских учреждениях не ставят перед собой задачу освоения именно этих навыков, тормозя тем самым не только интеллектуальное развитие ребенка, но и процесс его адаптации и реабилитации в дальнейшем.

Многолетний опыт общения с родителями детей с ОПФР дает возможность утверждать, что многие из них, потрясенные «ущербностью» своего ребенка, теряют чувство разумной меры по отношению к этому ребенку, нанося непоправимый ущерб его личностному и интеллектуальному развитию. Ребенку же нужна не жертвенность со стороны родителей, а основанное на разумной любви отношение! В то же время специалистам, в частности врачам, психологам, педагогам, следует думать об этике общения с детьми, имеющими проблемы развития, а также с их родственниками, родителями. Необходимо учитывать при общении с ними любую мелочь: тон, взгляд, манеру разговора. Родители должны знать о своем ребенке правду в настоящее время и перспективы его развития. Грубая откровенность в этом разговоре, безусловно, недопустима.

Родители детей со сложной структурой нарушения хотят видеть своих детей каждый день, общаться с ними, влиять на их воспитание и обучение и, главное, они не хотят, чтобы их детей считали инвалидами, не имеющими перспектив полной социальной интеграции. Исходя из этого, дальнейшее адекватное воспитание и обучение проблемного ребенка необходимо строить при участии матери и в условиях семьи, осо6енно в раннем возрасте.

Часто родители, желая добра своему ребенку, слишком активно помогают ему, опекают, ожидая сиюминутного положительного результата, эффекта при обучении, подавляя своей авторитарностью волю ребенка. Обучение такого ученика представляет определенные трудности, так как ребенок не уверен в своих ответах, не принимает самостоятельного решения в различных ситуациях, не получив одобрения авторитарной матери или педагога. К сожалению, и вырастает он трусливым, боязливым, безынициативным, внушаемым, «ведомым»!

При занятиях с ребенком с ОПФР рекомендуется соблюдать следующие условия :

–  проверить, правильно ли стоит стол и стул, удобно ли сидеть ребенку;

–  лицо взрослого, проводящего занятие, должно быть освещено либо светом из окна, либо, если занятие проводится в вечернее время, светом настольной лампы;

–  взрослый корректирует позу ребенка и помогает ее удерживать; важно следить за тем, чтобы ребенок не напрягался, не изгибался, не отводил в сторону лицо и глаза;

–  иногда можно использовать совместное выполнение задания, когда рука взрослого расположена на руке ребенка и его пальцах; с каждым следующим занятием эта корригирующая помощь взрослого постепенно уменьшается;

– короткие занятия значительно эффективнее продолжительных, так как ребенок ИМЕЕТ ПРАВО быть повышенно утомляемым;

– необходимо чередовать различные виды деятельности, такие, как, на   пример, рисование, конструирование, пение, выполнение физических упражнений, прослушивание мелодий, сказок и т.д.;

–  каждое задание, выполненное ребенком, должно сопровождаться положительной оценкой — это создает у него желание продолжать занятие;

–  трудные задания должны чередоваться с легкими, доступными и понятными, знакомыми ребенку, так как иногда именно так можно избежать негативного отношения ребенка к занятию;

–  часть занятий следует проводить в «учебной» обстановке, другие — в игре, на прогулке, при выполнении отдельных домашних хлопот;

–  взрослому следует проявлять гибкость в организации занятий с тем, чтобы не вызвать у ребенка негативного отношения к учебе; необходимо постоянно искать пути и приемы, позволяющие сделать обучение ребенка результативным, привить ему необходимые навыки в повседневной жизни, тем самым способствуя его интеллектуальному развитию.

Добавить комментарий