Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение.

Позиции учащихся, педагогов и родителей в определении причин неуспеваемости расходятся, что снижает эффективность их усилий.
Учащиеся объясняют неуспеваемость:
-наличием плохой памяти, слабого внимания, неумением сосредоточиться, т. е. индивидуальными особенностями;
-сложностью учебной программы отдельных предметов школьного курса.
Учителя считают, что:
школьники безответственны, ленивы, невнимательны и т.п.; родители плохо помогают детям в учебе;
программы обучения слишком сложны.
Родители называют такие причины:
недоступность программы, ее сложность;
высокие требования, предъявляемые педагогами учащимся; недостаточные способности детей, точнее, их отсутствие.
Чтобы адекватно определить истинные причины неуспеваемости, необходимо свести к минимуму эти противоречия.
Рекомендации родителям по предупреждению неуспеваемости:
1. Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу ребенка:
—бытовые: хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная обстановка, уютное и удобное место для занятий и т.п.;
—эмоциональные: проявляйте веру в возможности ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, демонстрируйте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи и т.п.;
—культурные: обеспечьте ребенка справочниками, словарями, пособиями, атласами, книгами по школьной программе, вместе смотрите учебно-познавательные программы по ТВ, обсуждайте увиденное и т. п.
2. Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучить, запомнить, периодически диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника и т. п.
3. Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и оказания возможной помощи.
4. Делитесь знаниями с детьми из области, в которой вы преуспели.
5. Помните, что не только оценки должны быть в центре внимания родителей, но и сами знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться полученными знаниями.
6. Помогите сделать свободное время ребенка содержательным, принимайте участие в его проведении.
7. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми и их успехами, лучше сравнивать его с самим собой.
8. Дайте почувствовать ребенку, что любите его независимо от успеваемости, замечаете познавательную активность.
9. Создавайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную деятельность детей.
10. Используйте позитивный опыт ваших родителей, знакомых

Добавить комментарий